ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2011 г. по делу N 33-1545/2011
Судья Гриценко Л.В.
Докладчик Букреев Д.Ю.
1 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Степановой В.В.,
судей Курдюковой Н.А., Букреева Д.Ю.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе истца Ш. на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 25 апреля 2011 года, которым постановлено
В удовлетворении исковых требований Ш. к ОАО "Н", администрации г. Липецка о признании права собственности на жилое помещение отказать.
Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с иском к ОАО "Н" и администрации г. Липецка о признании права собственности на жилую комнату <...> в порядке приватизации. Ш. указала, что с декабря 1994 года является нанимателем спорной комнаты, и с 1997 года имеет постоянную прописку по названному адресу. Здание общежития находится в собственности ОАО "Н", хотя в силу закона, как объект социальной инфраструктуры, подлежало передаче в муниципальную собственность с сохранением всех жилищных прав граждан. В связи с незаконной приватизацией здания общежития она лишена возможности реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения при фактически существующих отношениях социального найма.
В судебном заседании представитель Ш. адвокат Чертова Г.А. иск поддержала.
Представитель ОАО "Н" по доверенности Ж. в судебном заседании возражала против иска, указывая на невозможность приватизации спорного помещения, как находящегося в здании общежития образовательного учреждения, не подлежащего приватизации в силу закона, и не относящегося к государственному муниципальному жилищному фонду.
Представитель третьего лица ФГОУ СПО "Л" по доверенности Б. в судебном заседании возражала против иска по аналогичным основаниям.
Ш. и представитель третьего лица - администрации г. Липецка в судебное заседание по извещению суда не явились.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе Ш. просит об отмене решения, считая выводы по существу дела не соответствующими фактическим обстоятельствам и нормам материального права. Кассатор настаивает на неправомерности приватизации общежития ответчиком, как объекта, подлежащего в силу закона передаче в муниципальный жилищный фонд, а также недоказанности наличия у здания статуса студенческого общежития.
Выслушав Ш., поддержавшую жалобу, ее представителя адвоката Чертову Г.А., обсудив их доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает решение правильным.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях (п. 2 ч. 1).
Специализированные жилые помещения подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма (ч. 3).
Согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Об этом же указано в п. 2 "Примерного положения об общежитии".
Согласно ст. 39 Закона РФ "Об образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной или социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
В "Примерном положении о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию" (утв. заместителем министра образования и науки РФ 10 июля 2007 г.) указано, что жилые помещения в общежитии не подлежат отчуждению, передаче в аренду сторонним организациям, внаем, за исключением передачи таких помещений (с согласия учредителя) по договорам найма жилого помещения в студенческом общежитии, предусмотренного пунктом 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Как видно из материалов дела, собственником здания "Л", расположенного по адресу <...> является ОАО "Н", что подтверждено соответствующим свидетельством от 01.12.2000 года.
С 05.12.1994 г. по 20.12.2002 г. Ш. являлась работником "Л" и была вселена в общежитие на основании личного заявления от 01.12.1994 г. на имя директора колледжа.
С 23.12.1997 г. Ш. зарегистрирована в общежитии, что подтверждено справкой с места жительства, выпиской из лицевого счета, и справкой "Л".
В соответствии с п.п. 1.1, 1.3 Устава государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Л", колледж находится в введении Министерства образования РФ (Минобразования России), которое является его учредителем. Колледж является юридическим лицом, имеет закрепленное за ним на праве оперативного управления обособленное имущество, являющееся федеральной собственностью, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнении расходов федерального и иных бюджетов.
Согласно справке ФГОУ СПО "Л", комплекс зданий <...>, состоит из учебного корпуса, мастерских, теплового пункта и общежития, арендованных в ОАО "Н".
Приказом от 27.11.2008 года N 88а и протоколом N 3 заседания педагогического совета ФГОУ СПО "Л" от 12.11.2008 года утверждено Положение о студенческом общежитии ФГОУ СПО "Л".
Согласно Положению, указанное общежитие финансируется из средств федерального бюджета, как объект образовательного учреждения и используется для проживания студентов колледжа.
Согласно Уставу ФГОУ СПО "Л", данный колледж находится в ведении Министерства образования РФ, которое является его учредителем. Колледж является юридическим лицом, имеет закрепленное за ним на праве оперативного управления обособленное имущество, являющееся федеральной собственностью, самостоятельный баланс лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнении расходов федерального и иных бюджетов.
Согласно справке ФГОУ СПО "Л", в общежитии всего 144 комнаты на 360 мест, из них 160 студентов занимают 142 места в 57 комнатах; 53 семьи - 143 человека занимают 208 мест в 83 комнатах; гостевые комнаты - 10 мест; 4 комнаты для проживания приезжающих в командировку преподавателей.
Таким образом, как правильно установил суд на основании представленных доказательств, юридически и фактически здание <...> является студенческим общежитием государственного образовательного учреждения.
Суд дал надлежащую правовую оценку установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам, и пришел к правильному выводу о невозможности передачи спорного жилого помещения в собственность истца.
Суд правильно исходил из того, что в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами законодательный запрет на приватизацию комнат в студенческих общежитиях обусловлен их специальным целевым назначением - для временного проживания на период работы или учебы.
Поскольку спорная комната находятся в студенческом общежитии государственного образовательного учреждения, проживание истца в таком общежитии по иному основанию не влечет возникновение отношений социального найма, а равно права на приватизацию в общем порядке.
Действующее законодательство предусматривает возможность передачи в собственность граждан жилых помещений специализированного жилищного фонда, но только с согласия собственника (уполномоченного органа), которое в данном случае отсутствует.
При этом в заявлении о выделении комнаты в общежитии от 1 декабря 1994 года Ш. оговаривала свою обязанность освободить жилье по первому требованию администрации, что также свидетельствует о временном характере вселения (л.д. 10).
Нахождение здания общежития в собственности ОАО "Н" (негосударственного предприятия) не означает невозможность разрешения спора с учетом законоположений о специализированных жилых помещениях (ст. 92 ЖК РФ), исходя из его фактического статуса.
По материалам дела, заказчиком строительства общежития "Л" <...> являлось государственное предприятие УКС "Н", что видно из копии акта о вводе общежития в эксплуатацию, и решения Липецкого горсовета от 03.07.1991 года N 337 об утверждении этого акта. Здание строилось как общежитие "Л".
На период строительства и ввода общежития в эксплуатацию "Н" являлся государственным предприятием.
Комитетом по управлению госимуществом - Территориальным агентством ГКИ РФ по Липецкой области 12.11.1992 года был утвержден план приватизации АООТ "Н". В состав объектов, подлежащих приватизации, включено общежитие "Л" <...>.
Согласно же ст. 18 Закона РФ "О приватизации в Российской Федерации", при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ N 8 от 10 января 1993 года "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением
- объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;
- зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
- оздоровительных детских дач, лагерей;
- объектов транспортного и энергетического обеспечения данного региона;
- жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.
Этим же пунктом Указа Президента определено, что вышеуказанные объекты (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).
Таким образом, поскольку общежитие "Л" изначально не подлежало передаче в состав имущества ОАО "Н" в процессе приватизации, суд правильно руководствовался правовыми нормами, регламентирующими правоотношения в связи с использованием общежитий специализированного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, и с учетом отсутствия согласия уполномоченного органа на приватизацию спорной комнаты, суд правильно отказал в удовлетворении иска.
Проживание в общежитии иных лиц, не являющихся студентами, на что ссылалась Ш., не свидетельствует о незаконности решения, поскольку основанием возникновения жилищного права на приватизацию является совокупность иных обстоятельств (помимо фактического проживания) определенных законом.
Соответственно, не возникло в данном случае и право пользования спорной комнатой в том значении этого понятия, которое ему придавалось истцом (социальный наем). Право временного проживания истца в комнате не оспаривается, и не нарушено.
Доводы кассатора о невозможности признания здания <...> общежитием, в том числе исходя из его конструктивных особенностей (секционная планировка), являются несостоятельными, и опровергаются представленными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Сама по себе планировка здания о его юридическом статусе в данном случае не свидетельствует.
Выводы суда по существу дела соответствуют его фактическим обстоятельствам, нормам материального права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы кассаторов, направленные на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи