ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Образовательное учреждение осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий лицензии: не подтверждено наличие помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, к педагогической деятельности допущены педагоги без необходимой квалификации.]



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 1 апреля 2014 г. по делу № 12-47/2014


(извлечение)


Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Прионежского района" на постановление судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 27 февраля 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Прионежского района",


установил:


постановлением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 27 февраля 2014 г. МОУ ДОД "Центр детского творчества Прионежского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> руб.

С таким постановлением не согласно МОУ ДОД "Центр детского творчества Прионежского района". В жалобе поставлен вопрос об отмене постановления судьи с возвращением дела на новое рассмотрение и указано, что нельзя согласиться с выводом о наличии грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности. Заключение договоров, в которых конкретно не указано помещение, передаваемое в пользование, обусловлено тем, что педагоги дополнительного образования работают во всех образовательных учреждениях Прионежского муниципального района, расположенных в тринадцати сельских поселениях Прионежского муниципального района. Образовательные учреждения предоставляют свободные на дату занятий кабинеты. Своих помещений для проведения занятий не имеется. Все договоры считаются заключенными. Предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в том числе по определенному направлению профессиональной полготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности или выполнять работу по соответствующей должности. Все образовательные учреждения имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности. Неправомерным является применение положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", так как указанное постановление вступило в силу только 07 ноября 2013 г., в котором сроков приведения лицензии не установлено. Лицензия МОУ ДОД "Центр детского творчества Прионежского района" действует до <...>. Имеются основания для переквалификации правонарушения на часть 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где предусмотрено административное наказание, в том числе, в виде предупреждения.

Заслушав объяснения защитников МОУ ДОД "Центр детского творчества Прионежского района" К.Е.В., К.Ю.И. и Б.А.А., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Министерства образования Республики Карелия <...> и <...>, проверив дело, считаю постановление судьи законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере <...> рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки МОУ ДОД "Центр детского творчества Прионежского района", проведенной с <...> по <...> на основании приказа Министерства образования Республики Карелия от <...> № <...>, были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных подпунктами "а", "д", "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в силу которых лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам; ж) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В ходе проверки выявлены следующие нарушения: не подтверждено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; в договорах на передачу нежилых помещений в безвозмездное пользование учреждению от <...> не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче учреждению в качестве объекта безвозмездного пользования; к педагогической деятельности допущены педагоги дополнительного образования <...>, <...>, уровень образования и квалификации которых не отвечает квалификационным требованиям по профессии "Педагог дополнительного образования"; в учреждении отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности; не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности от <...> в связи с изменением адресов мест осуществления образовательной деятельности.

При рассмотрении дела судом правильно определены грубые нарушения по подпунктам "а", "д" и "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения и вина МОУ ДОД "Центр детского творчества Прионежского района" в совершении административного правонарушения подтверждаются доказательствами по делу, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечения МОУ ДОД "Центр детского творчества Прионежского района" к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Анализ положений статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам позволяет сделать вывод о том, что действия МОУ ДОД "Центр детского творчества Прионежского района" правильно квалифицированы по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переквалификации действий не имеется.

В постановлении судьи изложена правильная и подробная оценка доводам юридического лица, содержащимся также в жалобе на постановление.

Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрении, влекущих отмену постановления должностного лица и прекращение производства по делу, либо направление дела на новое рассмотрение, в том числе по доводам жалобы, не установлено.

Дело рассмотрено, и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Избранный судьей вид наказания является менее строгим из предусмотренных санкцией части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Финансовые трудности не являются основанием для неназначения наказания в виде административного штрафа.

Выводы судьи об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения являются обоснованными.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья


решил:


постановление судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 27 февраля 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Прионежского района" оставить без изменения, а жалобу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Прионежского района" - без удовлетворения.

Судья

С.В.КОВАЛЕНКО