[Ребенок истца поставлен в очередь для предоставления места в детском саду с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны администрации отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, несмотря на то, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города недостаточно для обеспечения всех нуждающихся. Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения. Вместе с тем, реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.]
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу № 33-2072/2014
Председательствующий: Мезенцева О.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Башкатовой Е.Ю., Усовой Е.И.,
при секретаре К.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 16 апреля 2014 года
дело по апелляционной жалобе К.Д. на решение Центрального районного суда города Омска от <...>, которым постановлено:
"К.Д. в удовлетворении исковых требований к Администрации города Омска, департаменту образования администрации г. Омска, департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в БДОУ г. Омска, компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., судебная коллегия
установила:
К.Д. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска, компенсации морального вреда.
В обоснование указала, что имеет несовершеннолетнюю дочь К.А.Н., <...> года рождения. <...> ее ребенок был поставлен на учет в комиссии Советского АО города Омска для получения места в детском саду № <...>. До настоящего времени место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено.
Полагала отказ незаконным, просила суд обязать ответчиков создать место для ее ребенка в БДОУ города Омска, допустить ее ребенка к получению бесплатного дошкольного образования, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <...>.
Определением от <...> к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент строительства Администрации города Омска.
В судебном заседании истец К.Д. и ее представитель Б. исковые требования поддержали, уточнив их, просили предоставить место ребенку истца в ДОУ до <...>.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска, Департамента финансов и контроля Администрации города Омска, представителя третьего лица Департамента строительства Администрации города Омска.
Представителем ответчика Департамента образования Администрации города Омска представлен письменный отзыв, в котором он ссылался на отсутствие свободных мест и наличие очереди, в связи с чем удовлетворение требований приведет к нарушению прав детей, вставших в очередь ранее и имеющих право первоочередного предоставления места в дошкольном образовательном учреждении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Д. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Полагает, что решение суда противоречит Конвенции о защите прав ребенка, Конституции РФ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ФЗ "Об образовании". Указывает, что место в БДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от одного месяца до одного года со дня подачи заявления об устройстве ребенка в детский сад. Считает, что ответчиками не подтвержден факт укомплектования групп в БДОУ города Омска на 2013-2014 год. Групповые помещения детских садов продолжат сдаваться Администрацией города Омска в аренду. Кроме того, суд не учел тяжелое материальное положение семьи истца, факт комплектования детских садов детьми с более поздней датой рождения и постановкой на учет.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (<...>).
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67Федерального закона № 273-ФЗ).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).
Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67).
При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации) настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Части 5 и 6 указанной статьи регламентируют основания соответственно организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения и основания организации конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Данное положение было предусмотрено в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 (действовавшего до 16.04.2012 года), и соответственно в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года № 2562 (действовавшего до 03.11.2013 года).
В силу п. 18 Положения о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 года № 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией Департамента образования Администрации города Омска.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ранее был утвержден соответствующим Приказом Департамента образования Администрации города Омска от 18.04.2011 года № 86 (утратил силу в связи с изданием приказа Департамента образования Администрации города Омска от 19.02.2013 года № ДО/53).
Согласно пунктам 10, 11, 13, 21, 22 Положения, утвержденного приказом Департамента образования Администрации города Омска от 19.02.2013 года № ДО/53, комплектование Учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права. Преимущественное право на определение в учреждение имеют дети одиноких работающих родителей, дети педагогических работников бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации города Омска, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Детям педагогических работников, медицинских работников и обслуживающего персонала бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации города Омска, место предоставляется во внеочередном порядке.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 года № 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.02.2009 года № 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из материалов дела следует, что К.Д. является матерью несовершеннолетней К.А.Н., <...> года рождения.
<...> К.А.Н. была зарегистрирована в Книге учета будущих воспитанников, регистрационный номер № <...>, и поставлена в очередь для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении города Омска "Детский сад комбинированного вида № <...>" (<...>).
Таким образом, на момент постановки на учет ребенку было чуть более 1 месяца. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
Согласно ответу Департамента образования Администрации города Омска от <...> в настоящее время до К.А.Н. зарегистрировано и не определено в дошкольное учреждение 16 детей данного возраста, из них 7 детей имеют право на первоочередное определение в дошкольное образовательное учреждение (<...>).
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание, что ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26 и вступившие в силу с 30.07.2013 года.
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (п. 1.4 СанПиН).
Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (п. 1.5 СанПиН).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 01.12.2011 года на Администрацию города Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01 января 2015 года.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации города Омска от 30.03.2009 года № 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
В 2012 году открыто 29 дополнительных групп, в I квартале 2013 года открыто 7 дополнительных групп. В декабре 2012 года по условиям контракта завершено строительство детского сада на 140 мест в микрорайоне "Кристалл" Кировского АО города Омска. Принимаются меры по восстановлению дошкольных образовательных учреждений по улицам Круговая, Энтузиастов, 6-я Линия, Любинская в городе Омске, в связи с чем, произойдет увеличение количества мест для детей дошкольного возраста на 600 единиц.
На 01 сентября 2013 года завершено строительство 2 зданий детских садов на 420 мест, завершено строительство пристроя к зданию БДОУ города Омска "Детский сад № 4" на 100 мест. Осуществляются проектно-изыскательские работы для строительства 5 зданий детских садов на 1450 мест и пристроя к 6 общеобразовательным организациям на 600 мест в 2014 году. Министерством образования Омской области проводятся мероприятия по приобретению 2 зданий детских садов на 465 мест на территории города Омска у инвестора на федеральные субсидии, срок ввода в эксплуатацию - октябрь 2014 года. Планируется возврат и реконструкция ранее переданных хозяйствующим субъектам зданий дошкольных организаций на 240 мест в 2014 году, организация групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях на 666 мест в 2014-2015 годах. Разработана региональная программа, предусматривающая мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях до 2016 года для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В подтверждение реализации указанных направлений ответчиком представлены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ, договоры поставки, платежные поручения об оплате выполненных работ, поставленного инвентаря, приказы и распоряжении об открытии групп.
Довод о том, что данные документы не предоставлялись ответчиком в материалы дела, несостоятелен. Как видно, часть документов опечатана представителем ответчика, они содержат оттиск штампа "Копия верна, Департамент образования Администрации города Омска, <...>" (<...>) и подпись представителя ответчика, представлены в суд <...> вместе с ходатайством С. о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (<...>) и отзывом ответчика на иск (<...>).
Ссылки жалобы на то, что решение принято с учетом не соответствующих действительности, представленных Департаментом образования Администрации города Омска данных о комплектовании групп в БДОУ города Омска, являются необоснованными, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в ДОУ требует значительных денежных вложений, отсутствие в местном и региональном бюджете необходимых сумм, предпринятые ответчиком меры по разрешению проблемы, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны Администрации города Омска и Департамента образования Администрации города Омска.
Учитывая вышеизложенное, ссылка истца на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 года № 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от одного месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении места истице для ее ребенка в детском саду не установлен, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Указание в жалобе на то, что судом не учтено тяжелое материальное положение семьи истца, на правомерность позиции суда повлиять не может, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду являться не может.
Доводы относительно того, что групповые помещения продолжают сдаваться Администрацией города Омска в аренду, не могут быть приняты во внимание ввиду отсутствия надлежащих доказательств.
Ссылки жалобы на то, что ранее по гражданским делам с такими же основаниями и обстоятельствами удовлетворялись исковые требования, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.