ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Омска на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 05.05.97 по делу N 15/А,
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное образовательное учреждение "Сибирская региональная школа бизнеса" (г. Омск) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Омска о признании недействительным ее постановления от 19.09.96 N 091/4875 о взыскании штрафа в сумме 26565000 руб. за неприменение контрольно-кассовой машины при расчетах с населением.
Оспаривая постановление налоговой инспекции, истец указывал, что является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая не относится к предпринимательской.
По заявлению истца суд принял меры по обеспечению иска в виде запрета налоговой инспекции производить списание в бесспорном порядке денежных средств по оспариваемому постановлению (определение от 31.10.96).
Решением арбитражного суда от 10.12.96 иск удовлетворен, постановление Государственной налоговой инспекции признано недействительным, поскольку истец не осуществлял предпринимательскую деятельность, в связи с чем не применен Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.93 N 5215 - 1 (далее Закон РФ "О применении ККМ").
Постановлением апелляционной инстанции от 05.05.97 решение суда оставлено без изменения.
Государственной налоговой инспекцией по Советскому району г. Омска 02.06.97 на данное постановление подана кассационная жалоба, в которой не указано, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм права, поскольку заявителем не получено постановление апелляционной инстанции.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" имеется в виду "Закона РФ "Об образовании".
В дополнении к кассационной жалобе Государственная налоговая инспекция ссылается на неправильное применение судом норм материального права: п. 3 ст. 40 Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании", ст. 1 Закона РФ "О применении ККМ" - и просит отменить обжалуемое постановление, рассмотрев жалобу без участия представителя налоговой инспекции.
Государственная налоговая инспекция обратилась с заявлением о продлении срока подачи кассационной жалобы, однако кассационная жалоба подана в установленный законом срок, в связи с чем нет оснований для продления срока.
Кассационная инстанция, проверив в порядке ст.ст. 162, 174 АПК РФ законность судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией проведена документальная проверка по соблюдению Закона РФ "О применении ККМ" Негосударственным образовательным учреждением "Сибирская региональная школа бизнеса", в ходе которой за период с января по август 1995 г. выявлен прием наличных денежных средств от населения за обучение и оформление документов для обучения по приходным кассовым ордерам формы КО-1 без применения контрольно-кассовой машины.
По результатам рассмотрения акта проверки от 08.08.95 Государственной налоговой инспекцией принято постановление от 19.09.96 о взыскании с Образовательного учреждения штрафа в сумме 26565000 руб. за неприменение ККМ.
Обучение в Негосударственном образовательном учреждении осуществляется на платной основе, однако, как установлено судом при рассмотрении спора, данная деятельность не является предпринимательской, поскольку полученный в 1995 г. доход использован истцом для нужд образовательного процесса (п. 2 ст. 46, ст. 47 Закона РФ "Об образовании").
В тексте документа, видимо, допущены пропуск и опечатка: 1) после "п. 3 ст. 40" пропущено "Закона РФ "Об образовании" в редакции"; 2) вместо "13.07.95" имеется в виду "13.01.96".
В соответствии с п. 3 ст. 40 Федерального закона от 13.07.95 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов.
В ст. 1 Закона РФ "О применении ККМ" предусмотрено, что с обязательным применением ККМ должны осуществляться денежные расчеты с населением, предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организациями, учреждениями при осуществлении ими торговых операций и оказании платных услуг населению.
С учетом того, что истец в проверяемый период не занимался предпринимательской деятельностью, суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае Закон РФ "О применении ККМ" не должен применяться.
По этим же причинам не должен применяться "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ", утв. Постановлением СМ - Правительства РФ от 30.07.93 N 745.
Судом в соответствии с п. 1 ст. 59 АПК РФ исследованы все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно применены нормы материального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь п. 1. ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 05.05.97 по делу N 15/А оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Омска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.