ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 
[Комитет по образованию субъекта РФ приостановил действие лицензии, выданной лицею на право осуществления образовательной деятельности, поскольку проведенной проверкой было установлено, что к педагогической деятельности допущены лица, не имеющие документа о получении профессионального образования и плохо владеющие русским языком. Дело не было рассмотрено по существу, поскольку иск был подан лицом, не имеющим полномочий – учредителем образовательной организации, обществом с ограниченной ответственностью. Однако то обстоятельство, что общество является учредителем гимназии, не означает, что оно вправе оспаривать ненормативный акт (постановление о приостановлении действия лицензии), вынесенный в отношении созданного с его участием юридического лица].

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2008 г. по делу № А56-26788/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В., при участии от Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Бородатого С.А. (доверенность от 25.04.2007), от государственной общеобразовательной гимназии-интерната № 664 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Бородатого С.А. (доверенность от 15.01.2008), от турецкого акционерного общества "CAG OGRETIM ISLETMERI A.S. "ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ" Минкиной Н.Б. (доверенность от 09.06.2008), Глазковой Е.Ю. (доверенность от 12.09.2007), Тюркели Али Эртугрул (доверенность от 12.09.2007), рассмотрев 09.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по делу № А56-26788/2007 (судьи Лопато И.Б., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.),


установил:

турецкое акционерное общество "CAG OGRETIM ISLETMERI A.S. "ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 04.07.2007 № 1048-р о приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 № Б 475639, выданной государственному общеобразовательному учреждению - Лицею № 664 "Международный лицей" Красногвардейского района Санкт-Петербурга (в настоящее время переименовано в государственную общеобразовательную гимназию-интернат № 664 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, далее - Гимназия).

Решением суда от 19.12.2007 (судья Стрельчук У.В.) в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.02.2008 решение от 19.12.2007 отменено. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гимназия.

Постановлением апелляционного суда от 03.04.2008 распоряжение Комитета от 04.07.2007 № 1048-р признано недействительным.

В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление апелляционной инстанции от 03.04.2008, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, распоряжением от 04.07.2007 права и законные интересы Общества не затронуты. Более того, Комитет считает, что доказательств того, что заявитель и турецкая фирма "CAG OGRETIM ISLETMELERI A№O№IM SIRKETI" одно и то же юридическое лицо, в деле нет. Податель жалобы указывает, что судебный акт принят о правах и обязанностях Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, не привлеченной к участию в деле.

В судебном заседании представитель Комитета и Гимназии поддержал доводы жалобы, а представители Общества, считая их несостоятельными, просили оставить постановление апелляционного суда без изменения.

Законность постановления апелляционной инстанции от 03.04.2008 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 29-31.05.2007 на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.05.2007 № 1463 проведена выездная (инспекционная) проверка соблюдения Комитетом и Гимназией законодательства Российской Федерации в области образования.

В ходе выездной проверки, проведенной в соответствии с Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116, комиссией выявлены нарушения, в том числе: уставом неправомерно предусмотрено исключение обучающихся, достигших возраста 14 лет; в нарушение статьи 11 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) в Уставе указано, что учреждение имеет трех учредителей, а фактически ни одного; к педагогической деятельности допущены лица - граждане Турецкой Республики, не имеющие документа о получении профессионального образования, большинству граждан Турецкой Республики не оформлены визы на работу в России, в связи с чем их преподавательская деятельность незаконна; в качестве основных учебных пособий используются учебные материалы, подготовленные и изданные в Турецкой Республике и не имеющие допуска к использованию в образовательном процессе в учреждениях Российской Федерации; преподаватели - граждане Турецкой Республики - плохо владеют русским языком; учебные пособия для преподавания турецкого языка не прошли экспертизу в установленном порядке; учебная и аудиторная нагрузки превышают норматив, установленный пунктом 2.9.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.11.2002 № 44; не соблюдается федеральный компонент Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 № 332 - уменьшено количество часов на изучение математики, физики, биологии, искусства, информатики, химии; некачественно проводится подбор и расстановка кадров, что выражается в превышении учебной нагрузки на преподавателей, допуске граждан Турецкой Республики, у которых отсутствует необходимая квалификация, к преподаванию русского языка, преимущественном назначении граждан Турецкой Республики классными руководителями и воспитателями; введена система наказаний, ограничивающая права и свободы обучающихся; не соблюдаются санитарно-гигиенические правила при хранении продуктов в холодильной камере; в кабинетах физики, химии, компьютерном классе находятся ртутные термометры и приборы, содержащие искусственный источник радиоактивного излучения; отсутствуют планы эвакуации, огнетушителей, запасной эвакуационный выход завален.

Результаты проверки отражены в акте от 31.05.2007, на основании которого Комитет вынес распоряжение от 04.07.2007 № 1048-р о приостановлении на срок до 01.09.2007 действия выданной Гимназии лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 № Б 475639; директору учебного заведения в установленный срок предложено представить "информацию об устранении нарушений, выявленных в ходе инспекционной проверки".

Директор Гимназии направил 29.08.2007 Комитету письмо от 27.08.2007 № 1, в котором сообщил об устранении нарушений.

Распоряжением Комитета от 31.08.2007 № 1229р действие лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 № Б 475639 возобновлено.

Общество, полагая, что выводы проверки, изложенные в акте от 31.05.2007, затрагивают его права и законные интересы как учредителя Гимназии, принимающего непосредственное участие в организации его деятельности (финансирование строительства и ремонта, организация учебного процесса), не соответствуют фактическим обстоятельствам и являются необоснованными, обратилось в суд с иском об оспаривании распоряжения Комитета от 04.07.2007. Кроме того, по мнению заявителя, ответчиком нарушен порядок приостановления действия лицензии.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, посчитав, что распоряжением Комитета от 04.07.2007 № 1048-р не нарушается прав и законных интересов Общества.

Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции и посчитала, что распоряжение Комитета от 04.07.2007 № 1048-р не соответствует Закону об образовании, Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796 (далее - Положение), и нарушает права и законные интересы Общества как учредителя Гимназии.

Кассационная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на них, считает, что апелляционная инстанция правомерно отменила решение суда в связи с рассмотрением дела в отсутствие Гимназии, не привлеченной к участию в деле. Однако оснований для удовлетворения заявления Общества у апелляционной инстанции не имелось.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных положений ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух установленных судом условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 6 статьи 33 Закона об образовании право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Общие правила лицензирования образовательной деятельности определены Положением. Целью лицензирования является подтверждение соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов (пункт 9 статьи 33 Закона об образовании и пункт 17 Положения).

В силу пункта 33 Положения лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии полностью или в части осуществления образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, указанным в приложении к лицензии.

Основания для приостановления действия лицензии предусмотрены пунктом 34 Положения. К ним относятся: нарушение лицензионных требований и условий; невыполнение лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По смыслу Закона об образовании и Положения в суд по вопросам действия лицензии может обратиться лицо, права и законные интересы которого непосредственно затрагиваются оспариваемым ненормативным актом. В данном случае распоряжение Комитета от 04.07.2007 вынесено в отношении Гимназии и затрагивает права и законные интересы именно этого лица. Им не возлагается на Общество каких-либо обязанностей, не создается иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя об обратном являются несостоятельными. То обстоятельство, что Общество является учредителем Гимназии, не означает, что оно вправе оспаривать ненормативный акт, вынесенный в отношении созданного с его участием юридического лица. Более того, права и обязанности учредителя вытекают из учредительного договора и регулируются нормами гражданского законодательства.

Заявитель также ссылался на то, что приостановление лицензии, выданной Гимназии, означает прекращение экономической деятельности Общества. Между тем из распоряжения от 04.07.2007 это не следует. Деятельность заявителя, зарегистрированного на территории другого государства, оспариваемым ненормативным актом не приостанавливалась и не прекращалась.

Согласно статье 35 Закона об образовании управление государственными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения (пункт 1). Непосредственное управление государственным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения (пункт 3).

Однако сама Гимназия с заявлением об оспаривании распоряжения Комитета от 04.07.2007 в суд не обращалась.

Ссылка Общества на то, что распоряжением Комитета от 04.07.2007 и публикациями в средствах массовой информации о сложившейся в Гимназии ситуации затронута деловая репутация заявителя, не влияет на возможность оспаривания им этого распоряжения.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о том, что распоряжением от 04.07.2007 затронуты права и законные интересы Общества, а следовательно, он вправе оспаривать названный ненормативный акт. При этом оснований для удовлетворения заявления Общества не имелось.

Вместе с тем несостоятелен довод подателя жалобы о том, что судебный акт принят о правах и обязанностях Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, не привлеченной к участию в деле. В данном случае судами проверена законность ненормативного акта, принятого Комитетом, в связи с чем участие Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки обязательным не является.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене, а заявление Общества - отклонению.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по делу № А56-26788/2007 отменить.

Отказать в удовлетворении заявления Турецкого акционерного общества "CAG OGRETIM ISLETMERI A.S. "ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ" о признании недействительным распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 1048-р о приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 № Б 475639, выданной государственному общеобразовательному учреждению - Лицею № 664 "Международный лицей" Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Взыскать с Турецкого акционерного общества "CAG OGRETIM ISLETMERI A.S. "ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ" в пользу Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга 1000 рублей судебных расходов, понесенных при подаче кассационной жалобы.


Председательствующий

Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судьи

И.И.КИРИЛЛОВА

В.В.СТАРЧЕНКОВА