[Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Подведомственное государственное образовательное учреждение может быть ликвидировано решением учредителя в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Ликвидация института в период действия областной целевой программы развития образования, в которой институт является исполнителем, не нарушает права института, поскольку функции по ее реализации можно возложить на иное учреждение. При этом исполнение функций по реализации программы не означает, что иное учреждение будет являться правопреемником ликвидируемого института.]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2008 г. по делу N А35-4329/07-С26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" на решение Арбитражного суда Курской области от 10.12.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 по делу N А35-4329/07-С26,
установил:
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - Учреждение, институт) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Администрации Курской области (далее - Администрация) о признании недействительным п. 1 постановления от 23.07.2007 N 155 о ликвидации Учреждения.
Решением суда от 10.12.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит решение и постановление отменить, так как судебными инстанциями не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и нарушены нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Комитета образования и науки Курской области от 19.02.2007 N 1-207 "О проведении инспекционной проверки деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", в период с 01.03.2007 по 07.03.2007 была проведена инспекционная проверка Учреждения. В ходе проверки установлено, что деятельность последнего не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации и нормативно-правовым актам в области образования в части регламентации деятельности учреждений данного типа и вида (в части несоответствия положениям законодательства устава, отсутствия лицензии, аттестации, государственной аккредитации), о чем составлен акт от 16.03.2007.
Постановлением Администрации Курской области от 23.07.2007 N 155 принято решение о ликвидации государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (п. 1).
Согласно п. 2 указанного постановления в ведении Комитета образования и науки Курской области создано областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Курский институт непрерывного образования специалистов отрасли образования".
Приказом Комитета образования и науки Курской области от 25.07.2007 N 1-939 "Об областных государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования" принято решение о ликвидации Учреждения для проведения мероприятий, связанных с его ликвидацией, создана ликвидационная комиссия. На основании свидетельства от 19.09.2007 серии 46 N 001134727 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о формировании ликвидационной комиссии Учреждения, назначении ликвидатора.
Считая п. 1 постановления Администрации незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Пунктом 4 ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" определено, что ликвидация образовательного учреждения может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных учреждений.
Учитывая указанные нормы права, а также положения п.п. 1, 2 ст. 7, п. 2 ст. 8, ст. 9 Закона Курской области от 02.12.2002 N 56-ЗКО "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области", ст. 44 Закона Курской области от 02.10.2001 N 67-ЗКО "Устав Курской области", ст. 33 Закона Курской области от 17.02.2000 N 13-ЗКО "Об образовании в Курской области", п.п. 3.1, 3.27, 3.29 постановления губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом Курской области", суд правомерно указал, что оспариваемое постановление принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на то, что при ликвидации Учреждения нарушена ст. 61 ГК РФ, несостоятельна, поскольку образовательное учреждение ликвидируется с прекращением всех его прав, обязанностей и новой организации не передается.
Довод жалобы о том, что ликвидация института в период действия областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2007 - 2010 годы", принятой постановлением Курской областной Думы от 14.12.2006 N 243-VI ОД, противоречит данному постановлению, так как институт является исполнителем указанной программы развития, отклоняется кассационной коллегией, поскольку принятие программы Курской областной Думы не препятствует ликвидации института, функции по ее реализации возможно возложить на иное учреждение с внесением соответствующих изменений в постановление Курской областной Думы. При этом исполнение функций по реализации программы не означает, что иное учреждение будет являться правопреемником института.
Выводы судебных инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, получившим надлежащую оценку, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, учитывая требования статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для их переоценки и принятие доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Центрального округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 10.12.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 по делу N А35-4329/07-С26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.