ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Негосударственное образовательное учреждение, взимая плату за обучение, должно покрывать расходы на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений, выплату заработанной платы за счет собственных средств, в том числе, получаемых за обучение. Обязанности по финансированию материально-технического обеспечения и выплаты заработанной платы работникам действующим законодательством возлагается на само учреждение, а не на органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы государственной власти субъекта РФ вправе, но не обязаны предоставлять бюджетные средства негосударственным организациям.]


АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 марта 2011 г. по делу N А40-131341/10-154-818


Резолютивная часть объявлена 28 февраля 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 09 марта 2011 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи Полукарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи - Даньшиной Ю.А.

рассматривает в судебном заседании дело по исковому заявлению

истца (заявителя): ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ

к ответчику: Правительство Москвы

третьи лица: Восточное окружное управление Департамент образования; 2)Департамент образования

о п/н бездействия

в судебное заседание явились:

от истца (заявителя): по дов. N С-138/1 от 20.08.2010 Тютюнин Д.А.

от ответчика: по дов. от 25.02.08 г. N 4-47-3850/9 Семенова М.В.,

третье лицо: по дов. от 28.04.10 N 13/9-1059 Никитушкина Т.А., 2) от Департамента образования по дов. от 30.11.2010 N 38-12-136 Семенова М.В.

суд,


установил:

Частное Учреждение Центр Образования "Европейская Гимназия" (далее по делу - Гимназия), обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (уточненным в соответствии со ст. 49 АПК РФ), в котором просит признать незаконным, не соответствующим пункту 1 статьи 22 Закона города Москвы N 25 от 20 июня 2001 года "О развитии образования в городе Москве", Постановлению Правительства Москвы N 1208-ПП от 03.11.2009 года "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы", бездействие Правительства города Москвы, выразившееся в несовершении финансирования Частного Учреждения Центр Образования "Европейская Гимназия" на 2010 год в размере 10 480 766 рубля и обязании Правительство города Москвы совершить действия предусмотренные Постановлением Правительства Москвы N 1208-ПП от 03.11.2009 года "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы" направленные на восстановление права негосударственного общеобразовательного учреждения Центр Образования "Европейская Гимназия" ИНН 7701107636 на финансирование деятельности данного учреждения, связанной с реализацией государственных образовательных программ, в соответствии с утвержденным нормативом финансовых затрат на содержание одного обучающегося (Постановление правительства Москвы N 1208-ПП от 03.11.2009 г.) и перечислить на расчетный счет Частного Учреждения Центр Образования "Европейская Гимназия" 10 480 766 рублей за 2010 г.

В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что ст. 22 Закона г. Москвы "О развитии образования в г. Москве" установлено, что финансирование негосударственных образовательных организаций с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативами финансовых затрат на одного воспитанника. При этом согласно п. 1 указанной статьи, финансирование государственных образовательных учреждений города Москвы, входящих в городскую государственную и отраслевые системы образования города Москвы, а также негосударственных образовательных организаций с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативами финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 3 Закона г. Москвы "Об общем образовании в городе Москве", органы государственной власти города Москвы осуществляют финансирование расходов, связанных с реализацией государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, учебного плана, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

В силу п. 3.44 Приложения к постановлению Правительства Москвы N 877-ПП от 30.09.2008 г., Департамент образования г. Москвы осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Москвы в области образования. Восточное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы осуществляет функции распорядителя средств бюджета в области образования на территории ВАО (п. 1.3 Приложения к постановлению Правительства Москвы N 877-ПП от 30.09.2008). Согласно п. 1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 03.11.2009 г. N 1208-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы", на негосударственные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы и имеющие государственную аккредитацию, распространяется норматив финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы на 2010 год с учетом установленного государственного статуса.

При этом в законодательстве Москвы не содержится каких-либо иных условий бюджетного финансирования общеобразовательных организаций помимо наличия государственной аккредитации и реализации общеобразовательных программ. Согласно указанному постановлению Правительства Москвы обязанность по осуществлению финансирования возложена на Департамент образования г. Москвы. Начиная с января 2010 года, бюджетное финансирование общеобразовательной деятельности Гимназии было прекращено.

Согласно письму от 23.12.2009 г. N 15-1/3497 Управления образования Департамента образования города Москвы, следует, что договор на следующий финансовый год не заключен. Данные действия явились следствием того, что в бюджете города Москвы на 2010 г. не было предусмотрено соответствующей субсидии заявителю, в связи с чем Управление было не вправе заключать договор на ее предоставление.

Как усматривается из материалов дела, 24.08.2010 г. Гимназия направило в Правительство Москвы заявление (01-30-С808б) с требованием о выделении финансирования.

В сентябре 2010 г. Гимназии был представлен договор от 01.09.2010 г., в пункте 4.2 которого указан период финансирования сентябрь - декабрь 2010 г.

По мнению заявителя, заключив Договор и предоставив по нему субсидию на возмещение затрат за сентябрь - декабрь месяцы в размере, соответствующем нормативу, который установило Правительство Москвы для учеников общеобразовательных школ на 2010 год, Департамент и Управление признали Школу надлежащим получателем бюджетных субсидий в целях возмещения затрат на обучение по основным общеобразовательным программам.

Представитель ответчика - Правительство города Москвы возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам изложенным в отзыве. Указав, что законодательство не предусматривает обязательное финансирование Правительством Москвы негосударственных образовательных учреждений, что решение о выплате субсидий принимается третьим лицом.

Представитель третьего лица - Департамента образования города Москвы, возражал против удовлетворения требований заявителя по доводам отзыва, указав, что не имеется незаконного бездействия ввиду отсутствия обязанности.

Представитель третьего - Восточное управления Департамента образования г. Москвы также возражал против удовлетворения требований заявителя по доводам отзыва, заявляя об отсутствии незаконного бездействия.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей явившихся участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Спор возник из административных правоотношений, который подлежит рассмотрению в порядке ст. ст. 197 - 201 АПК РФ.

Представители ответчиков в своих пояснениях указывали о пропуске заявителем срока на подачу заявления.

Рассмотрев доводы сторон относительно срока обращения, а также принимая во внимание характер спора: оспаривание бездействия, что указывает о длящемся характере нарушения, суд, оценив обстоятельства дела, приходит к выводу, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела Восточное управление Департамента образования г. Москвы письмом от 23.12.2009 г. N 15-1/3497 уведомило ЧУ ЦО "Европейская гимназия" о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии (данное письмо получено под роспись директором Гимназии - В.А. Боганцевым 11.01.2010 г.).

01.09.2010 г. между Восточным окружным управлением Департамента образования г. Москвы и ЧУ ЦО "Европейская гимназия" был заключен договор о предоставлении субсидии.

Заявитель по настоящему делу оспаривает бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ЧУ ЦО "Европейская гимназия" субсидии в целях возмещения затрат за период с января по август 2010 года включительно и в непредоставлении такой субсидии.

Как указывалось выше заявителю было отказано в предоставлении субсидии, что следует из письма Восточного управления Департамента образования г. Москвы от 23.12.2009 г. N 15-1/3497.

Однако заявитель не оспаривает данный отказ.

Учитывая, что по вопрос предоставления ЧУ ЦО "Европейская гимназия" субсидии в 2010 г. был рассмотрен и по нему принято решение, которое не оспаривается по настоящему делу, суд, разрешая спор в рамках заявленных требований приходит к выводу об отсутствии оспариваемого бездействия.

Согласно ст. ст. 12, 13 ГК РФ действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом недействительными в случае несоответствия их закону или иным правовым актам и нарушения ими гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно п. 1 ст. 41 Закон РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" деятельность образовательных учреждений финансируется в соответствии с законодательством.

Кроме того суд учитывает, что ст. 22 Закона города Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" установлено, что финансирование государственных образовательных учреждений города Москвы, входящих в городскую государственную и отраслевые системы образования города Москвы, а также негосударственных образовательных организаций с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативами финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника, которые определяют минимальную стоимость обучения (содержания) одного обучающегося, воспитанника в год по каждому типу, виду образовательного учреждения, устанавливаются ежегодно Правительством Москвы и учитываются в составе расходов на образование в бюджете города Москвы на очередной финансовый год.

В силу ст. ст. 1 - 3 БК РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующими бюджетные правоотношения.

Предмет правового регулирования Закона города Москвы от 20.06.2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" определен ст. 1 указанного Закона, из которой следует, что данный Закон не является актом бюджетного законодательства.

В соответствии со ст. 65, п. 6 ст. 85 БК РФ при формировании расходов бюджетов органы государственной власти субъекта Российской Федерации (города Москвы) вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

На основании ст. 78 БК РФ юридическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг из бюджета субъекта Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Субсидии юридическим лицам в области образования предоставляются за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.02.2009 г. N 65-ПП "Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий в сфере образования".

В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий в сфере образования расходы в форме субсидий осуществляются за счет средств, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период Департаменту образования города Москвы и окружным управлениям образования Департамента образования города Москвы.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

На основании ст. 46 Закон РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Негосударственное образовательное учреждение, взимая плату за обучение, должно покрывать расходы на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений, выплату заработанной платы за счет собственных средств, в том числе, получаемых за обучение.

Таким образом, обязанности по финансированию материально-технического обеспечения и выплаты заработанной платы работникам Частного учреждения центр образования "Европейская гимназия" действующим законодательством возлагается на само учреждение, а не на органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление в сфере образования - Департамент образования города Москвы и Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", органы государственной власти города Москвы осуществляют финансирование расходов, связанных с реализацией государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, учебного плана, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

В соответствии с п. 1 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 3 ноября 2009 г. N 1208-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждения системы Департамента образования города Москвы", на негосударственные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы и имеющие государственную аккредитацию, распространяется норматив финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы на 2010 год с учетом установленного государственного статуса.

Статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности негосударственных образовательных организаций не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 85 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Кроме того, согласно п. п. 2.1, 2.2 Порядка предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий в сфере образования заявки претендентов на получение субсидий направляются в Департамент и окружные управления образования в установленные им сроки и подлежат обязательной регистрации. Все претенденты на получение субсидий представляют следующие документы: составленную в произвольной форме письменную заявку о предоставлении субсидии; учредительные документы, в том числе при реализации общеобразовательных программ в обязательном порядке вместе с лицензией на право ведения образовательной деятельности представляется свидетельство о государственной аккредитации; копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; документ, подтверждающий назначение на должность руководителя (приказ, решение акционеров, участников), или доверенность, уполномочивающую физическое лицо на подписание договора от лица организации; бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату; решение о совершении крупной сделки в соответствии с уставом организации и федеральным законодательством (при необходимости); справку об отсутствии задолженности (п. 1.8).

Доказательств соблюдения вышеуказанных пунктов Порядка предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий в сфере образования заявителем суду не представлено.

Из приведенных норм следует, что органы государственной власти города Москвы вправе, но не обязаны предоставлять бюджетные средства негосударственным организациям.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оспариваемого бездействия ответчика.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, уплаченная государственная пошлина относится на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 49, 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ, суд


решил:

Заявление Частного учреждения центр образования "Европейская гимназия" о признании незаконным, не соответствующим пункту 1 статьи 22 Закона города Москвы N 25 от 20 июня 2001 года "О развитии образования в городе Москве", Постановлению Правительства Москвы N 1208-ПП от 03.11.2009 года "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы", бездействие Правительства города Москвы, выразившееся в несовершении финансирования Частного Учреждения Центр Образования "Европейская Гимназия" на 2010 год в размере 10 480 766 рубля и обязании Правительство города Москвы совершить действия предусмотренные Постановлением Правительства Москвы N 1208-ПП от 03.11.2009 года "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы" направленные на восстановление права негосударственного общеобразовательного учреждения Центр Образования "Европейская Гимназия" ИНН 7701107636 на финансирование деятельности данного учреждения, связанной с реализацией государственных образовательных программ, в соответствии с утвержденным нормативом финансовых затрат на содержание одного обучающегося (Постановление правительства Москвы N 1028-ПП от 03.11.2009 г.) и перечислить на расчетный счет Частного Учреждения Центр Образования "Европейская Гимназия" 10 480 766 рублей за 2010 г. - оставить без удовлетворения.

Проверено на соответствие Закона города Москвы N 25 от 20 июня 2001 года "О развитии образования в городе Москве", Постановлению Правительства Москвы N 1208-ПП от 03.11.2009 года "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы".

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.


Судья

А.В.ПОЛУКАРОВ