ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Конституция Российской Федерации не предусматривает право негосударственных образовательных учреждений на государственное (муниципальное) финансирование, равно как не предполагает, что правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений должно быть одинаковым.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2008 г. по делу N А12-18018/07-С15


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Волгограда, город Волгоград,

на решение от 14.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области и на постановление от 09.06.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-18018/07-С15,

по иску негосударственного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Родник", город Волгоград, к Департаменту финансов администрации Волгограда, город Волгоград, третьи лица: администрация Волгограда, город Волгоград, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгограда, город Волгоград, Волгоградская некоммерческая ассоциация негосударственных образовательных учреждений, город Волгоград, о взыскании 556 881 руб.,


установил:

исковые требования заявлены в соответствии со статьями 86, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в нарушение Закона Волгоградской области от 20.12.2006 N 1387-ОД "Об областном бюджете на 2007 год" финансовый орган местного самоуправления не осуществил обязанность по исполнению бюджета за 2007 год и финансированию истца, негосударственного образовательного учреждения.

Определениями от 27.12.2007 и от 24.01.2008 Арбитражный суд Волгоградской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, Комитет по образованию администрации Волгограда и Комитет по образованию администрации Волгоградской области.

Решением от 14.02.2008, оставленным без изменения постановлением от 09.06.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, Арбитражный суд Волгоградской области иск удовлетворил в полном объеме, установив обязанность муниципального образования по финансированию в 2007 году негосударственных образовательных учреждений.

В кассационной жалобе Департамент финансов администрации Волгограда просит судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.

Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение части 4 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании", поскольку с 01.01.2005 финансирование негосударственных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления. Кроме того Законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2007 год" не предусмотрено финансирование таких учреждений; отсутствуют муниципальные правовые акты, обязывающие финансировать негосударственные образовательные учреждения.

В отзыве на кассационную жалобу негосударственное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Родник" просит судебные акты оставить без изменения.

Был объявлен перерыв в судебном заседании с 08.09.2008 до 09.09.2008 до 17 часов 00 минут в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Обязывая местную администрацию муниципального образования в лице его финансового органа (ответчик) исполнить местный бюджет в отношении негосударственного образовательного учреждения (истец), суд исходил из того, что бюджетом Волгоградской области на 2007 год (Закон об областном бюджете на 2007 год) предусмотрены расходы на финансирование образовательных учреждений и установлены нормативы финансирования образовательных учреждений.

При этом суд исходил из равенства положений государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений и отсутствия муниципального правового акта о финансировании в 2007 году негосударственных образовательных учреждений.

Однако Конституция Российской Федерации не предусматривает право негосударственных образовательных учреждений на государственное (муниципальное) финансирование, равно как не предполагает, что правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений должно быть одинаковым.

Ни статья 2 "Принципы государственной политики в области образования", ни другие статьи Закона Российской Федерации "Об образовании" не содержат норм, которые свидетельствовали бы о равном положении государственных и негосударственных образовательных учреждений (пункт 2 Определения от 25.01.2007 N 80-О-О Конституционного Суда Российской Федерации).

Кроме того в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится, в том числе обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств.

Согласно статье 86 Кодекса расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и исполняются в этом случае за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Кодекса.

Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства принятия городом Волгоград муниципального правового акта при осуществлении переданных ему полномочий субъекта Российской Федерации, Волгоградской области, по финансированию негосударственных образовательных учреждений, а также доказательства выделения субвенций в 2007 году муниципальному образованию город Волгоград, субъектом Российской Федерации, Волгоградской областью, на финансирование негосударственных образовательных учреждений и, в частности, истца.

При таких условиях решение суда об удовлетворении иска не является законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции,


постановил:

решение от 14.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление от 09.06.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-18018/07-С15 отменить, дело - передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.

Кассационную жалобу удовлетворить частично.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.