[Негосударственные образовательные учреждения с 1 января 2005 года не подлежат финансированию из бюджета Российской Федерации и местных бюджетов]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2005 года Дело N А05-3150/05-3
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное общеобразовательное учреждение "Английская школа" (далее - Учреждение, НОУ "Английская школа") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к мэрии города Архангельска о взыскании 261100 руб. компенсации в размере недофинансирования на содержание и обучение.
Решением от 25.07.2005 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить обжалуемое решение и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил статью 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:
- вывод суда о правомерности недофинансирования истца в связи с несвоевременным подписанием договора о сотрудничестве противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- вывод суда о том, что в рассматриваемом правоотношении неприменим пункт 7 статьи 41 Федерального закона "Об образовании", неправомерен.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия города Архангельска считает решение законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Мэрия города Архангельска, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 23 апреля 2003 года между мэрией города Архангельска и Учреждением был заключен договор N 70 о сотрудничестве, предметом которого являлось осуществление бюджетного финансирования расходов Учреждения на содержание и обучение одного обучающегося ребенка в год. К договору имеется смета расходов на 2003 год, согласно которой финансирование на год определено в размере 1029300 руб., при этом ежеквартально должно быть перечислено 257300 руб.
Поскольку недофинансирование истца составило 261000 руб., он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд, проанализировав статьи 163, 238 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сделал вывод о том, что, поскольку лимиты бюджетных обязательств прекратили свое действие по окончании финансового года, то есть 31.12.2003, истец утратил право на получение компенсации за недофинансирование в 2003 году.
Кассационная инстанция считает этот вывод ошибочным.
В соответствии со статьей 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, за исключением случаев, определенных статьями 230 и 231 настоящего Кодекса, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования.
Недофинансирование означает разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств с учетом положений статей 224, 230 и 231 настоящего Кодекса. Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.
По мнению кассационной инстанции, право на получение компенсации в размере недофинансирования возникает именно после окончания финансового года, поскольку только тогда получатель бюджетных средств может быть уверен, что финансирование не произведено в полном объеме.
Кассационная инстанция также не согласна с выводом суда первой инстанции о правомерности недофинансирования истца за 1 квартал 2003 года. Основанием для такого вывода послужило "отсутствие договорных отношений по вине Учреждения, уклонившегося от его заключения". Суд не учел положения пункта 4 договора N 70, которым установлен срок действия договора с 01.01.2003 по 31.12.2003, а также положения статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В то же время, несмотря на неправомерные выводы суда, отказ в удовлетворении иска следует признать правильным.
Действие статьи 238 и абзаца второго статьи 239 Бюджетного кодекса Российской федерации приостановлено с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ.
Таким образом, в силу вышеназванного Закона у истца отсутствует право для обращения с иском о взыскании в судебном порядке компенсации в размере недофинансирования.
Следует отметить, что, по утверждению истца, в суде как первой, так и кассационной инстанции в спорный период из муниципального бюджета ему были выделены бюджетные ассигнования.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств в форме ассигнований осуществляется на содержание исключительно бюджетных учреждений.
Как видно из материалов дела, НОУ "Английская школа" бюджетным учреждением не является.
Поэтому требование, заявленное истцом как взыскание компенсации за недофинансирование из бюджета денежных средств, выделенных ему в форме ассигнований, представляется незаконным.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.07.2005 по делу N А05-3150/05-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу негосударственного образовательного учреждения "Английская школа" - без удовлетворения.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
СОСНИНА О.Г.
СТАРЧЕНКОВА В.В.