ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 ноября 2004 г. Дело N А09-4300/04-13-22 


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Дятьково на Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.08.2004 по делу N А09-4300/04-13-22,


УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад "Светлячок" (далее - Детский сад) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по г. Дятьково Брянской области (далее - Инспекция) N 198 от 12.01.2004 в части доначисления 11708,86 руб. налога на прибыль, 2643,47 руб. пени и 2341,77 руб. санкций (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.06.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 19.08.2004 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты по делу, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.

Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Детского сада "Светлячок" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 01.10.2003, о чем составлен акт N 198 от 01.12.2003 и принято Решение N 198 от 12.01.2004, в соответствии с которым плательщику доначислено 11708,86 руб. налога на прибыль, 2643,47 руб. пени за несвоевременную уплату налога и применены санкции в порядке п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 2341,77 руб. штрафа.

Не согласившись с указанным решением, Детский сад обжаловал его в суд.

Рассмотрев доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд обоснованно поддержал позицию заявителя.

Детский сад является муниципальным образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по реализации общеобразовательных программ на уровне дошкольного образования, начального общего образования. Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии, выданной в установленном порядке.

Согласно положениям ст. 40 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.92 "Об образовании" основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

В соответствии со ст. 41 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.92 "Об образовании" деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.

Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего возраста, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1204 от 19.09.97, предусмотрено, что в числе источников формирования имущества и финансовых средств учреждения является плата, взимаемая с родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся. Взимание платы с родителей за содержание воспитанников учреждения производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер указанной платы определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы учреждения.

Постановлением Верховного Совета РФ N 2461-1 от 06.03.92 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" определено, что размер платы, взимаемой с родителей независимо от места их работы (службы, учебы) за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти, составляет не более 20 процентов, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10 процентов затрат на содержание ребенка в данном учреждении.

В соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях гл. 25 НК РФ иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Как установлено судом, Детский сад в 2001 - 2002 годах осуществлял образовательную деятельность, предусмотренную уставом, по основной образовательной программе дошкольного и начального школьного образования, и родительская доля финансирования затрат не превысила 20 процентов от фактических затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении. Остальная часть затрат финансировалась за счет средств бюджета. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Детского сада налогооблагаемой прибыли (дохода).

Кроме того, в соответствии со ст. 106 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 N 107-н) средства, поступающие от родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, учитываются на субсчете 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления". Для учета средств, полученных от предпринимательской деятельности, предусмотрен специальный субсчет 111.

По данным налоговой проверки, Детским садом не допущены нарушения в учете поступивших средств.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что плата, взимаемая с родителей, не может рассматриваться как прибыль, подлежащая налогообложению, т.к. расходы на содержание детей в Детском саду превышают суммы денежных средств, получаемые от родителей.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.08.2004 по делу N А09-4300/04-13-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.