ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Оспорен отказ в выделении субсидии индивидуальному предпринимателю на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования. Требование ИП о признании недействительным отказа в выделении субсидии удовлетворено, так как в силу норм закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются предприниматели, осуществляющие указанную деятельность, поэтому оснований для отказа в предоставлении субсидии не установлено].


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2017 г. N Ф09-1482/17


Дело N А34-4908/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Токмаковой А.Н., Гавриленко О.Л.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования и науки Курганской области (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.10.2016 по делу N А34-4908/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие индивидуальный предприниматель Хорошева Наталия Ивановна (далее - предприниматель).

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения департамента, принятого в форме письма от 31.03.2016 N 1517/7, об отказе в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2016 год и обязании департамент предоставить с 28.01.2016 соответствующую субсидию на 2016 год (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены уполномоченный по правам предпринимателей в Курганской области Клепинин И.Ю., Правительство Курганской области, Финансовое управление Курганской области.

Решением суда от 13.10.2016 (судья Шестакова Л.П.) заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Заявитель жалобы указывает на то, что судами при вынесении обжалуемых судебных актов необоснованно не приняты во внимание положения п. 18 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), исходя из которых предприниматель, как субъект предпринимательской деятельности, не имеет права на получение соответствующих субсидий, так как последние предоставляются только некоммерческим организациям, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

По мнению департамента, ссылка судов на п. 20 ст. 2 Закона об образовании, предусматривающую, что в целях данного закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, несостоятельна, поскольку соответствующая норма закона изложена судами не полностью; Закон об образовании применение соответствующей нормы (о приравнивании индивидуальных предпринимателей к организациям, осуществляющим образовательную деятельность) ставит под условие, а именно, указывает на то, что в целях указанного закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено названным законом; п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании предусматривает, что соответствующая субсидия предоставляется только образовательным организациям, а не в целом организациям, осуществляющим образовательную деятельность, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели.

Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующий предоставление субсидий только некоммерческим организациям; кроме того Законом Курганской области от 24.12.2015 N 127 "Об областном бюджете на 2016 год" не предусмотрено предоставление субсидий за счет средств областного бюджета в целях получения дошкольного образования у индивидуальных предпринимателей; в Курганской области отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий условия и порядок предоставления за счет средств областного бюджета таких субсидий.

Предприниматель представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Хорошева Наталия Ивановна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 15.11.2011, с определением в качестве основного вида экономической деятельности "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания"; одними из основных видов экономической деятельности предпринимателя были определены в числе прочих, "Дополнительное образование детей", "Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)"; 06.07.2016 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены изменения, в соответствии с которыми основным видом экономической деятельности предпринимателя определено "Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)"; предприниматель действует на основании выданной департаментом лицензии от 28.01.2016 N 1459 на осуществление образовательной деятельности по виду образования - общее образование, по уровню - дошкольное образование; соответствующий вид деятельности осуществляется предпринимателем посредством организации частного детского сада "Розовый слоник"; предприниматель 20.02.2016 обратился в департамент с заявкой на предоставление в 2016 году субсидии на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусмотренной законодательством; письмом от 21.03.2016 N 1517/7 в удовлетворении поданной заявки предпринимателю было отказано со ссылкой на ч. 18 ст. 2 Закона об образовании; по мнению департамента, предоставление субсидий возможно только некоммерческим организациям, но не лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, также в указанном решении, оформленном в виде письма, содержится довод о том, что постановление Правительства Курганской области от 24.03.2014 N 124 "Об утверждении Порядка финансового обеспечения получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях и дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам", принято на основании п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющего условия и порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, который не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и коммерческие организации, осуществляющие обучение.

Считая решение департамента об отказе в предоставлении на 2016 год субсидии на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусмотренного законодательством, оформленное в виде письма от 31.03.2016 N 1517/7, незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что предприниматель обладает правом на субсидию на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в п. 3 названной части.

Постановлением Правительства Курганской области от 24.03.2014 N 124 утвержден Порядок финансового обеспечения получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях и дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - Порядок N 124).

В силу п. 2 Порядка N 124 субсидия предоставляется частным общеобразовательным организациям на территории Курганской области, имеющим государственную аккредитацию по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и частным дошкольным образовательным организациям на территории Курганской области, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.

Для получения субсидии организация представляет в Главное управление образования Курганской области (в настоящее время департамент) заявку на получение субсидии до 15 апреля текущего финансового года по форме, установленной Главным управлением образования. Главное управление образования в течение 5 дней со дня получения заявки принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении. О принятом решении организации уведомляются Главным управлением образования в течение 3 дней со дня его принятия (п. 4, 5 Порядка N 124).

Согласно ч. 18 ст. 2 Закона об образовании образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (ч. 1, 2 ст. 91 Закона об образовании).

В соответствии с ч. 20 ст. 2 Закона об образовании под организациями, осуществляющими образовательную деятельность понимаются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях указанного Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено данным Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 21 Закона об образовании на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Порядком N 124 установлено, что субсидия предоставляется, в том числе, частным дошкольным образовательным организациям на территории Курганской области, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.

Суды, установив, что решение департамента, оформленное в виде письма от 21.03.2016 N 1517/7, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, правомерно удовлетворили требование предпринимателя и обязали департамент устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов предпринимателя.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


постановил:


решение Арбитражного суда Курганской области от 13.10.2016 по делу N А34-4908/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования и науки Курганской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий

О.Г.ГУСЕВ

Судьи

А.Н.ТОКМАКОВА

О.Л.ГАВРИЛЕНКО