ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Оспаривался приказ органа исполнительной власти РФ, в соответствии с которым образовательная организация была лишена государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования. Требование судом удовлетворено, поскольку в установленный срок выявленные несоответствия образовательной организацией были устранены].


АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2017 г. по делу N А40-159857/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года

Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,

судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от АНОО ВО "Сахалинский гуманитарно-технологический институт" - Кан Н.Е. по доверен. от 25.04.2017,

от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки - Казанцева Т.С. по доверен. от 28.11.2016 N 01-231/11-01, Косиков А.Н. по доверен. от 09.01.2017 N 01-4/07-01,

рассмотрев 27 апреля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

на решение от 25 октября 2016 года Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Дейна Н.В.,

на постановление от 16 января 2017 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,

по заявлению АНОО ВО "Сахалинский гуманитарно-технологический институт"

к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

об оспаривании приказа


установил:


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования "Сахалинский гуманитарно-технологический институт" (далее АНОО ВО СахГТИ, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее Рособрнадзор, заинтересованное лицо) от 17.06.2016 N 951.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017, заявленные требования удовлетворены.

Рособрнадзор подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы указывает, что в случае установления факта неустранения выявленных несоответствий Рособрнадзор должен в обязательном порядке принять соответствующие меры, предусмотренные частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", то есть издать приказ о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности.

Между тем, что суды, проанализировав представленные документы и установив факт наличия несоответствий образовательных программ Института федеральным государственным образовательным стандартам, не применили норму, подлежащую применению, а именно часть 9 статьи 93 указанного Закона.

Заявитель жалобы полагает, что выводы судов первой инстанции и апелляционной инстанции о том, что "однозначно установленные нарушения незначительны", нарушения не могут "являться основанием для лишения института аккредитации" не основаны на нормах закона и противоречат требованиям части 9 статьи 93 Закона.

Заявитель жалобы считает, что обязанность по доказыванию устранения выявленных несоответствий лежит на образовательной организации. Указывает, что суды первой и апелляционной инстанций, не проверив наличие на официальном сайте Института в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" необходимых копий рабочих программ, в решении и постановлении необоснованно указали, что необходимые рабочие программы имеются на сайте учебного заведения. Между тем, на сайте размещены только аннотации рабочих программ, а не их копии. Таким образом, у Рособрнадзора отсутствовала возможность на сайте Института исследовать рабочие программы в части устранения Институтом несоответствий федеральным государственным образовательным стандартам.

Представитель Рособрнадзор в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.

АНОО ВО СахГТИ возражало против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Судами установлено, что негосударственное (частное) образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южносахалинский институт экономики, права и информатики" 17.02.2016 прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования в Автономную некоммерческую образовательную организацию высшего образования "Сахалинский гуманитарно-технологический институт".

АНОО ВО СахГТИ имеет свидетельство о государственной аккредитации от 27.04.2012 регистрационный номер 1643 серия ВВ N 001661, выданное федеральной службой в сфере образования и науки.

На основании приказа от 18.03.2015 N 320 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики" Рособрнадзором в период с 30.03.2015 по 31.03.2015 проведена внеплановая выездная проверка института, по результатам которой составлен акт от 31.03.2015 N 92/ВП/Л/З/К, в соответствии с которым выявлены нарушения в деятельности института.

Приказом Рособрнадзора от 15.04.2015 N 537 приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности института в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, реализуемых в институте.

В данном приказе институту установлен срок шесть месяцев для устранения выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

По результатам проверки документов и сведений, представленных институтом, сотрудником Рособрнадзора составлен акт от 13.11.2015 N 07-55-1183 и сделан вывод о неустранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция", государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Информатика и вычислительная техника".

Согласно акту от 13.11.2015 Институт не устранил следующие нарушения:

в учебном плане по специальности Юриспруденция для проведения аудиторских занятий предоставлено менее 50% общего времени, выделяемого для изучения учебных дисциплин (русский язык и культура речи, социология, профессиональная этика);

институтом не представлены рабочие программы дисциплин по специальности Юриспруденция, в которых указано распределение учебной нагрузки по видам занятий, а также каким образом она реализуется (содержание раздело и тем, подлежащих изучению аудиторно и самостоятельно);

не представлены документы, подтверждающие изучение студентами дисциплин в объеме, указанном в учебном плане по специальности Юриспруденция, очной формы обучения;

не представляется возможным установить объем учебной нагрузки студента в неделю по специальности Юриспруденция;

превышен объем аудиторных занятий студента с 27 часов в неделю до 29 часов в неделю.

Приказом Рособрнадзора от 17.06.2016 N 951 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики" лишено государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп специальностей и направлений подготовки: "Гуманитарные науки" (высшее образование - бакалавриат), "Информатика и вычислительная техника" (высшее образование - бакалавриат), "Гуманитарные науки" (высшее образование - специалитет), "Информатика и вычислительная техника" (высшее образование - специалитет).

Полагая, что указанный приказ незаконным, АНОО ВО СахГТИ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.

В соответствии с частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия.

Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов.

В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.

В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суд установил, что АНОО ВО СахГТИ устранены выявленные несоответствия. При этом суд принял во внимание, что меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных на их основании судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа


постановил:


решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2017 года по делу N А40-159857/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.


Председательствующий судья

И.Ю.ГРИГОРЬЕВА

Судьи

Р.Р.ЛАТЫПОВА

В.В.КУЗНЕЦОВ