[Негосударственным образовательным учреждением оспаривалось предписание Рособрнадзора, согласно которому на ОУ была возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства РФ в области образования. В удовлетворении требования о признании незаконным данного предписания отказано, так как факт выявленных нарушений требований законодательства об образовании (в договорах об оказании платных образовательных услуг отсутствует возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, на официальном сайте ОУ отсутствует необходимая информация) в действиях учреждения подтверждается документально].
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. по делу N А40-166803/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: НОУ ВПО "МАОК" - Трейгер Е.М. ректор (приказ от 30 декабря 2016 года N 075-к), Григнин В.Г. доверенность от 08 июля 2016 года N 003/2016,
от заинтересованного лица: Рособрнадзор - Леонова Е.В. доверенность от 23 декабря 2016 года N 01-245/11-01,
рассмотрев 17 мая 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу НОУ ВПО "Международная академия оценки и консалтинга" (НОУ ВПО "МАОК")
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11 ноября 2016 года,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 21 февраля 2017 года,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-166803/2016,
по заявлению НОУ ВПО "МАОК"
об оспаривании предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
установил:
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Международная академия оценки и консалтинга" (далее - НОУ ВПО "МАОК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) от 28 июня 2016 года N 07-55-205/37-3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, НОУ ВПО "МАОК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о наличии нарушении при проведении Рособрнадзором проверки.
В судебном заседании представители учреждения доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представитель Рособрнадзора возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, по результатам проведенной плановой документарной проверка в действиях учреждения были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, о чем составлен акт проверки от 28 июня 2016 года N 228/3/К/Д. А именно, нарушения подпункта "а" пункта 21 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706, в договорах об оказании платных образовательных услуг отсутствует возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания; подпункта "а" пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582 (далее - Правила размещения на официальном сайте), на официальном сайте академии http://www.maok.i-u/ отсутствует следующая информация: об аннотациях к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы); о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса; в разделе о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы нет информации о наименование направления подготовки и (или) специальности, о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся; об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о трудоустройстве выпускников; подпункта "б" пункта 3 Правил размещения на официальном сайте на официальном сайте академии отсутствует копия плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке; подпункта "г" пункта 3 и пункта 6 Правил размещения на официальном сайте на официальном сайте академии http://www.maok.ru/ не опубликована копия положения об организации платных образовательных услуг и предоставления платных образовательных услуг НОУ ВПО "МАОК", утвержденного приказом ректора от 08 апреля 2014 года N 027/2-од; подпункта "а" пункта 3.3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 года N 785 (далее - Требования к структуре официального сайта), на официальном сайте академии http://www.maok.ru/ в подразделе "Документы" отсутствует копия плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетные сметы образовательной организации; пункта 3.4 Требований к структуре официального сайта на официальном сайте академии http://www.maok.ru/ в подразделе "Образование" отсутствует информация об аннотациях к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии), о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы; подпункта *** пункта "в" пункта 3.4 Требований к структуре официального сайта на официальном сайте академии http://www.maok.ru/ отсутствует информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления; подпункта "б" пункта 3.6 Требований к структуре официального сайта на официальном сайте академии http://www.maok.ru/ отсутствуют данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии), общий стаж работы, стаж работы по специальности педагогических работников; пункта 3.7 Требований к структуре официального сайта на официальном сайте htlp://www.maok.ru/ в подразделе "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса" отсутствует информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся; пункта 1 приказа Минобрнауки России от 01 октября 2013 года N 1100 "Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним" в правой части оборотной стороны образца бланков титула диплома бакалавра и диплома магистра не указан вид итоговой аттестации и вид комиссии, решением которой, выпускнику присвоена квалификация; подпункта 2 подпункта "б" пункта 7.10 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13 февраля 2014 года N 112 (далее - Порядок заполнения учета и выдачи), в приложениях к дипломам по согласованию с выпускниками не указаны: "Направленность (профиль) образовательной программы:" и направленность (профиль) образовательной программы: подпункта 3 подпункта "в" пункта 7.4 Порядка заполнения, учета и выдачи в приложениях к дипломам бакалавров указан вид государственной итоговой аттестации "выпускная бакалаврская работа"; подпункта 3 подпункта "в" пункта 7.4 Порядка заполнения, учета и выдачи в приложениях к дипломам магистров, указан вид государственной итоговой аттестации "магистерская диссертация": пункта 25 Порядка заполнения, учета и выдачи в книге регистрации выданных документов об образовании и квалификации в случае выдачи диплома (дубликата) по доверенности - не вносится фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, которому выдан диплом (дубликат); пункта 14 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25 марта 2003 года N 1155, в академии отсутствует порядок прохождения и формы государственной итоговой аттестации; в нарушение пункта 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 года N 1367 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности), базовая часть представленной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, не обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом; в нарушение пункта 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности базовая часть представленной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, не обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом; в нарушение пункта 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности базовая часть представленной образовательной программы по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, не обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом; в нарушение пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности представленная образовательная программа по направлению подготовки 38.03.01 Экономика не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин; в нарушение пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности представленная образовательная программа по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин; в нарушение пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности представленная образовательная программа по направлению подготовки 38.01.01 Экономика не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин; в нарушение пункта 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года N 1259, представленная образовательная программа по направлению подготовки 38.06.01 Экономика не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин.
В целях устранения выявленных нарушений учреждению выдано предписание от 28 июня 2016 года N 07-55-205/37-3 со сроком исполнения до 11 августа 2016 года.
Полагая предписание незаконным. Учреждение обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Правил оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706), пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания закону.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно части 6 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.
Аналогичная норма установлена Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля). Так согласно части 1 статьи 17 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как установлено судами, факт выявленных нарушений требований законодательства об образовании в действиях учреждения подтверждает материалами дела, собранными доказательствами, в том числе актом проверки от 28 июня 2016 года N 228/3/К/Д.
Данная проверка проведена на основании приказа Рособрнадзора от 24 мая 2016 года N 812 "О проведении плановой документарной проверки в отношении учреждения, вынесенного в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка.
Кроме того, во исполнение оспариваемого предписания учреждение представило в административный орган отчет о его исполнении.
Вопреки доводам жалобы, судами не установлено существенных нарушений Рособрназодором порядка проведения проверки.
Суды, не установив совокупности оснований, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" являются основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2017 года по делу N А40-166803/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ