ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Законодательством не предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности представлять налоговому органу декларацию при отсутствии подлежащей уплате суммы налога в связи с неполучением доходов]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 сентября 2004 года Дело N Ф03-А04/04-2/2361 


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного образовательного учреждения "Благовещенский коммунально-строительный техникум Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству" на решение от 26.04.2004 по делу N А04-822/04-1/83 Арбитражного суда Амурской области по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области к государственному образовательному учреждению "Благовещенский коммунально-строительный техникум Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству" о взыскании 115176 руб.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления откладывалось до 22.09.2004.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с государственного образовательного учреждения "Благовещенский коммунально-строительный техникум Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству" (далее - техникум) 115176 рублей штрафа, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 26.04.2004 заявленные налоговым органом требования удовлетворены частично. Суд признал техникум плательщиком налога на прибыль и, установив смягчающие вину налогоплательщика обстоятельства, применил статью 114 Налогового кодекса РФ и снизил размер взыскиваемого штрафа до 20000 рублей.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Законность принятого судебного акта проверяется по жалобе техникума, который просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись на нарушение судом норм материального права, и отказать в удовлетворении требований налогового органа в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что техникум является учреждением образования и освобожден от уплаты налога на прибыль. Кроме того, суд не проверил расчет суммы штрафа и не принял во внимание то обстоятельство, что налоговым органом признано занижение убытков по итогам 2002 года на 186048 рублей и при уменьшении налогооблагаемой базы на величину убытков учреждением получен отрицательный результат.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка государственного образовательного учреждения "Благовещенский коммунально-строительный техникум Комитета РФ по муниципальному хозяйству", в том числе по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, в ходе которой установлено занижение убытков в размере 186048 рублей, а также непредставление налоговой отчетности по налогу на прибыль в 1 - 4 кварталах 2002 года. По результатам проверки инспекцией по налогам и сборам составлен акт от 26.08.2003 N 355-13 и принято решение от 30.09.2003 N 326-13 о привлечении техникума к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление последним в срок более 180 дней налоговой отчетности за 1 полугодие 2002 года в сумме 115076 руб. и по пункту 1 этой же статьи - за непредставление налоговой декларации за 2002 год в сумме 100 рублей.

В связи с неисполнением в добровольном порядке требования N 44 об уплате налоговой санкции в срок до 09.10.2003, инспекция по налогам и сборам обратилась за ее взысканием в арбитражный суд.

Арбитражный суд, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правомерно удовлетворил требования налогового органа, признав обоснованность привлечения налогоплательщика к ответственности за неисполнение обязанности по представлению соответствующих налоговых деклараций.

В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах.

В связи с тем, что на момент вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ действовал порядок налогообложения, установленный ранее принятыми законами, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ подлежат применению нормы закона, касающиеся налоговых льгот.

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" регулирует деятельность образовательных учреждений в Российской Федерации. Льгота, установленная этим Законом для образовательных учреждений, действовала до введения в действие главы 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций".

Глава 25 Кодекса введена в действие с 01.01.2002 Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" не предусматривает льгот, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании".

В подпункте "г" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", утратившего силу с принятием Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, предусматривалась льгота для государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензию в установленном порядке, заключающаяся в возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли образовательного учреждения на сумму, направленную непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, то есть реинвестированную в данное образовательное учреждение. Действие этой льготы не продлено.

Согласно статье 246 настоящего Кодекса плательщиками налога на прибыль признаны российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности. Кодексом не установлены льготы для каких-либо категорий налогоплательщиков.

Статьей 251 Кодекса определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Этот перечень является исчерпывающим, в него не включены доходы образовательных учреждений от оказания платных образовательных услуг.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Законодательством не предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности представлять налоговому органу декларацию при отсутствии подлежащей уплате суммы налога в связи с неполучением доходов.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

При отсутствии в налоговых декларациях сумм подлежащих уплате налогов следует применять минимальный размер налоговых санкций, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, - 100 рублей за каждую не поданную в срок декларацию.

Удовлетворяя частично требования налогового органа, суд, применив положения статей 112, 114 названного Кодекса, установил наличие смягчающих вину обстоятельств и правомерно уменьшил заявленную к взысканию сумму штрафа до 20000 рублей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слова "кассационной" должно находиться слово "инстанции".

Поскольку обжалуемый судебный акт принят на основе полного исследования, оценки обстоятельств дела, представленных доказательств и правильного применения норм права, регулирующих спорные правоотношения, у суда кассационной не имеется правовых оснований для его отмены.

Принимая во внимание изложенное, решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.04.2004 по делу N А04-822/04-1/83 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.