[Поскольку отношения по выплате ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в качестве меры социальной поддержки педагогическим работникам частных образовательных учреждений не урегулированы, вывод о признании за работниками таких организаций права на получение мер социальной поддержки нельзя признать правомерным. Поэтому лишь от усмотрения субъектов Российской Федерации зависит решение вопроса о распространении прав сельских педагогов государственных и муниципальных организаций на педагогов системы частного образования.]
Верховный Суд РФ – о предоставлении компенсации расходов педагогическим работникам частных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)
Курганский транспортный прокурор 30 марта 2016 г. обратился в суд с исками в интересах М. и Г. к муниципальному образованию Кетовский район в лице финансового отдела администрации Кетовского района Курганской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Курганский транспортный прокурор указал, что по результатам проверок, проведенных по обращениям М. и Г., выявлено нарушение прав указанных педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
М. и Г. являются работниками частного дошкольного образовательного учреждения <...>, которым до 2005 года оказывались меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения учредителем образовательного учреждения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги".
После марта 2005 г. им было отказано в предоставлении таких мер социальной поддержки как открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД"), так и администрацией Кетовского района Курганской области со ссылкой на то обстоятельство, что данные педагоги работают в негосударственном образовательном учреждении, а порядок получения льгот для негосударственных образовательных учреждений нормативными правовыми актами не определен.
Прокурорской проверкой установлено, что М.. за период с января 2015 г. по декабрь 2015 г. уплачено за отопление <...> руб. <...> коп., за электроэнергию - <...> руб. <...> коп.; Г. за этот же период уплачено за отопление <...> руб. <...> коп., за электроэнергию - <...> руб. <...> коп.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", Курганский транспортный прокурор полагает, что неустановление до настоящего времени порядка предоставления указанных льгот для работников негосударственных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права гражданина на меры социальной поддержки. Поскольку полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности на территории Курганской области, наделены органы местного самоуправления в лице финансового отдела администрации Кетовского района Курганской области; в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, и обязанность Российской Федерации по возмещению расходов за предоставленные коммунальные услуги обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение. Курганский транспортный прокурор просил признать за М. и Г. как педагогическими работниками негосударственного дошкольного образовательного учреждения "<...>", проживающими и работающими в сельской местности, право на предоставление мер социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения; взыскать с ответчиков за период с января по декабрь 2015 г. расходы на оплату отопления и освещения жилого помещения в пользу М. в сумме <...> руб. <...> коп., в пользу Г. - <...> руб. <...> коп.
Определением Кетовского районного суда Курганской области от 19 апреля 2016 г. гражданские дела по искам Курганского транспортного прокурора Курганской области в интересах М. и Г. объединены в одно производство.
Определением Кетовского районного суда Курганской области от 16 мая 2016 г. производство по делу по иску Курганского транспортного прокурора в интересах Г. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки прекращено в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение Кетовского районного суда Курганской области от 16 декабря 2014 г., которым за Г. было признано право на меры социальной поддержки как педагогического работника негосударственного дошкольного образовательного учреждения "<...>", проживающим и работающим в сельской местности, в виде возмещения расходов на оплату помещения, отопления и освещения.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 16 мая 2016 г. исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах М. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения и исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах Г. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения удовлетворены. За М. как педагогическим работником негосударственного дошкольного образовательного учреждения "<...>", проживающим и работающим в сельской местности, признано право на меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату жилого помещения, освещения и отопления. С Министерства финансов Российской Федерации взысканы за счет казны Российской Федерации в счет понесенных расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения денежные средства в пользу Г. в сумме <...> руб. <...> коп., в пользу М. - <...> руб. <...> коп. В удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурора в интересах М. к финансовому отделу администрации Кетовского района Курганской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения и исковых требований Курганского транспортного прокурора в интересах Г. к финансовому отделу администрации Кетовского района Курганской области о взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 9 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции отменено. Исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах М., Г. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения удовлетворены. За М. как педагогическим работником, проживающим и работающим в сельской местности, признано право на меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату жилого помещения, освещения и отопления. С Министерства финансов Российской Федерации взысканы за счет казны Российской Федерации в счет понесенных расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения денежные средства в пользу Г. в сумме <...> руб. <...> коп., в пользу М. - <...> руб. <...> коп. В удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурора в интересах М. к финансовому отделу администрации Кетовского района Курганской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения и исковых требований Курганского транспортного прокурора в интересах Г. к финансовому отделу администрации Кетовского района Курганской области о взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения отказано.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации К. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 9 февраля 2017 г., как незаконного.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 31 августа 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 1 декабря 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Курганский транспортный прокурор, М., Г., представители финансового отдела администрации Кетовского района Курганской области, Министерства финансов Российской Федерации, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке оспариваемого апелляционного определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, М. и Г. с 30 апреля 2008 г. и с 1 декабря 2004 г. соответственно состоят в трудовых отношениях с дошкольным образовательным учреждением "<...>".
Распоряжением вице-президента ОАО "РЖД" от 31 июля 2015 г. N 1948р негосударственное дошкольное образовательное учреждение "<...>" переименовано в частное дошкольное образовательное учреждение "<...>".
Согласно Уставу частного дошкольного образовательного учреждения "<...>" данное образовательное учреждение имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Частное дошкольное образовательное учреждение "<...>" расположено в поселке Введенское Кетовского района Курганской области. М. и Г. совместно с членами их семей зарегистрированы и проживают в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, в поселке Введенское Кетовского района Курганской области.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 16 декабря 2014 г., вступившим в законную силу 21 мая 2015 г., за Г. как педагогическим работником негосударственного дошкольного образовательного учреждения "<...>", проживающим и работающим в сельской местности, признано право на предоставление мер социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату помещения, отопления и освещения.
Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилых помещений в 2015 году М. и Г. как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, не предоставлялись.
За период с января 2015 г. по декабрь 2015 г. оплачено за потребленную электроэнергию и отопление: М. - "<...>" руб. "<...>" коп., Г. - "<...>" руб. "<...>" коп.
Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах М. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки и в интересах М. и Г. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения.
Отменяя решение суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с рассмотрением дела в отсутствие представителя ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Удовлетворяя исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах М. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", исходил из того, что право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), на компенсацию расходов на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений гарантировано государством в полном объеме.
Учитывая, что М. является педагогическим работником негосударственного дошкольного образовательного учреждения "<...>", работающим и проживающим в сельской местности, суд апелляционной инстанции признал за ней право на меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату жилого помещения, освещения и отопления.
Принимая во внимание, что мера социальной поддержки по оплате освещения и отопления истцам не предоставлена, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и взыскании в пользу М. и Г. сумм оплаченных ими, но некомпенсированных расходов на электроэнергию и отопление за 2015 год в заявленном размере, который лицами, участвующими в деле, не оспорен.
Суд апелляционной инстанции отнес компенсацию таких расходов к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку федеральный законодатель установил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), на компенсацию расходов на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений в полном объеме без изъятий, касающихся определения размера, условий и порядка предоставления льгот педагогическим работникам негосударственных дошкольных общеобразовательных учреждений, связанных с их правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом суд апелляционной инстанции полагал, что отсутствие установленного законодательством порядка возмещения указанных расходов как на федеральном, так и на региональном уровне не является основанием для умаления прав истцов на предоставление мер социальной поддержки и отказа в возмещении расходов на оплату услуг, связанных с отоплением и освещением занимаемого ими жилого помещения.
Учитывая, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд апелляционной инстанции на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах М. и Г. о взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения за счет казны Российской Федерации, от имени которой в данном случае выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963) названным категориям работников установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей (пункт 1).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963).
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее соответственно - работники, организации, ежемесячная компенсация). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75), действующего до 1 сентября 2017 г., педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения (пункт 1 статьи 4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75).
Законом Курганской области от 28 июня 2017 г. N 50 данный закон был признан утратившим силу с 1 сентября 2017 г.
Законом Курганской области от 28 июня 2017 г. N 53, вступившим в силу с 1 сентября 2017 г., Закон Курганской области от 30 августа 2013 г. N 50 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области" был дополнен статьей 24.1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. N 50 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области" педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1200 рублей (далее - компенсация). Компенсация предоставляется указанным в абзаце первом названного пункта лицам, для которых работа в образовательных организациях, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организациях является основным местом работы.
Таким образом, действовавшими до 1 сентября 2017 г., а также действующими в настоящее время нормативными положениями предусмотрена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.
Учитывая, что М. работала в частном дошкольном образовательном учреждении "<...>" в сельской местности, и ввиду того, что отношения по выплате в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам частных образовательных учреждений не урегулированы, вывод суда апелляционной инстанции о признании за М. права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения нельзя признать правомерным.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела допущены и другие нарушения норм права.
Так, судебными инстанциями при разрешении спора не принято во внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1435), Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 1).
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (пункт 5.6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации).
Обжалуемым судебным постановлением с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации произведено взыскание в пользу М. и Г. понесенных ими расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения.
Между тем названным положением либо другими нормативными правовыми актами на Министерство финансов Российской Федерации не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в том числе путем компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Ссылка суда апелляционной инстанции на статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурора в интересах М. и Г. о взыскании расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации, не может быть признана правомерной, так как по своей правовой природе отношения по предоставлению гражданам мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не являются гражданско-правовыми и регулируются приведенными выше нормативными положениями специального законодательства. Кроме того, по делу не установлено причинение М. и Г. убытков, вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа.
Учитывая изложенное определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,