ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Иск о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога удовлетворен, поскольку негосударственное образовательное учреждение имеет право на налоговые льготы]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 02 августа 2000 года Дело N Ф03-А51/00-2/1228 


(извлечение)


Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Уссурийску и Уссурийскому району на решение и постановление от 23.03.2000, 18.05.2000 по делу N А51-1374/00-25-28 Арбитражного суда Приморского края по иску негосударственного образовательного учреждения "Лада" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Уссурийску и Уссурийскому району о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога в размере 54006 рублей.

Негосударственное образовательное учреждение "Лада" обратилось к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Уссурийску и Уссурийскому району (далее - инспекция по налогам и сборам) с иском о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налогов в размере 54006 рублей.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2000, исковые требования удовлетворены в сумме 47285 рублей, в остальной части иска отказано.

Оба судебных акта мотивированы тем, что негосударственное образовательное учреждение "Лада" (далее - НОУ "Лада") является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей и осуществляющей образовательный процесс.

Денежные средства, полученные от оказания платных услуг, полностью реинвестированы в образовательный процесс, и в силу статьи 40 Закона РФ "Об образовании" истец освобожден от уплаты всех видов налога. В связи с тем, что сумма 47285 руб., входящая в состав суммы излишне уплаченных налогов 54006 рублей, уплачена в бюджет Уссурийского района и города Уссурийска, а сумма 6721 руб. - по месту нахождения филиала - пос. Славянка, в возврате последней суммы истцу отказано, на инспекцию по налогам и сборам города Уссурийска и Уссурийского района возложена обязанность возвратить излишне (ошибочно) уплаченные налоги.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, статья 40 Закона РФ "Об образовании" не подлежала применению, так как, согласно статье 56 Налогового кодекса РФ, льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками налогов и сборов.

В отзыве на кассационную жалобу НОУ "Лада" просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.

Обе стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании не участвовали.

Как установлено материалами дела, негосударственное образовательное учреждение "Лада" зарегистрировано постановлением главы Администрации города Уссурийска 06.08.1996. В течение 1997 - 1999 г.г. уплачивало различные виды налогов, в том числе транспортный налог, налог на содержание ЖКХ и объектов социально-культурной сферы, налог на пользователей автодорог, налог с продаж, сбор на содержание милиции. В общей сумме уплачено 54006 рублей. Налоги уплачивались по требованию налоговых органов, не признающих за истцом наличие льготы по уплате налогов.

НОУ "Лада" осуществляет свою деятельность на основании устава и лицензии N 0024620 серии ПК, выданной Департаментом профессионального образования, науки, информации и связям с общественностью Администрации Приморского края.

Согласно пункту 1 статьи 3 устава данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником для достижения образовательных целей.

Арбитражным судом обеих инстанций на основании представленных обеими сторонами доказательств установлено, что в течение спорного периода времени весь доход, получаемый истцом от оказания платных услуг, реинвестирован в образовательный процесс, предпринимательской деятельностью НОУ "Лада" не занималось.

По данным вопросам спора между сторонами нет.

При рассмотрении заявленного искового требования арбитражный суд правомерно руководствовался Федеральным законом "Об образовании".

Согласно пункту 6 статьи 33, пункту 3 статьи 40 указанного Федерального закона, право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения); образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.

Пунктом 2 статьи 46 этого же Закона предусмотрено, что платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Довод заявителя кассационной жалобы, что данный Федеральный закон утрачивает свою силу в части предоставления налоговых льгот со дня вступления в законную силу части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, является несостоятельным.

Пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ предусматривает, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Вместе с тем в Кодексе отсутствуют прямые нормы о том, что при налогообложении применяются только нормы законодательства о налогах и сборах, а нормы "отраслевых" законов применяются только после их внесения в акты законодательства о налогах и сборах.

Конституция РФ в статье 76 (п. 1) устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Федеральный закон "Об образовании" является федеральным законом прямого действия.

Налоговый кодекс РФ какого-либо приоритета перед иным федеральным законом не имеет.

При изложенных выше обстоятельствах вывод арбитражного суда обеих инстанций о том, что НОУ "Лада" имеет право на налоговые льготы, является правомерным, так как налоги и сборы уплачены в бюджет в оспариваемой сумме ошибочно, они в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ подлежат возврату налогоплательщику.

В связи с тем, что иск заявлен к инспекции по налогам и сборам по городу Уссурийску и Уссурийскому району, и сумма излишне уплаченных денежных средств представляет собой денежную сумму, перечисленную в счет уплаты местных налогов и сборов, арбитражный суд обоснованно удовлетворил исковые требования только в сумме 47285 руб., уплаченных в бюджет города Уссурийска и Уссурийского района.

При изложенных выше обстоятельствах основания для отмены принятых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.03.2000, постановление апелляционной инстанции от 18.05.2000 по делу N А51-1374/00-25-28 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.