ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Закон РФ "Об образовании", предусматривающий освобождение образовательных учреждений от уплаты всех налогов, является федеральным законом и в силу статьи 76 Конституции РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 ноября 1999 года Дело N Ф04/2350-787/А45-99 


(извлечение)


Новосибирская автомобильная школа РОСТО обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Железнодорожному району города Новосибирска о возврате из бюджета излишне уплаченного в течение 1996 - 1998 годов транспортного налога в сумме 14939 руб. и налога на пользователей автодорог в сумме 47819 руб., всего - 62758 руб.

В обоснование исковых требований указано, что транспортный налог не подлежал уплате в связи с тем, что автошкола частично финансируется из федерального бюджета; от уплаты налога на пользователей автодорог истец освобожден в связи с использованием доходов от платных образовательных услуг только на нужды образовательного процесса.

В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец увеличил размер исковых требований до 78643 руб., в том числе излишне уплаченный налог на пользователей автодорог в сумме 63605 руб. и излишне уплаченный транспортный налог в сумме 15038 руб.

Решением от 09.07.99 арбитражный суд обязал налоговую инспекцию возвратить из соответствующих бюджетов указанные налоги в сумме 78643 руб.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.99 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговой инспекции содержится просьба об отмене постановления апелляционной инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы Закона РФ "Об образовании", не являющиеся основанием для предоставления налоговых льгот, а также учтены требования статьи 56 Налогового кодекса РФ, согласно которой льготы по налогам должны быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах.

Проверив в соответствии с требованиями статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность решения и постановления арбитражного суда, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены или изменения, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, иск о возврате из бюджета сумм налога предъявлен по тем основаниям, что Новосибирская автошкола, являясь образовательным учреждением и одновременно бюджетной организацией, не использовала в течение 1996 - 1998 годов льготу по налогам, что привело к переплате налога на пользователей автодорог и транспортного налога за указанный период.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40, пунктом 2 статьи 47 Федерального закона "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, к которой относится деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом производимых продукции, работ и услуг, если доход от этой деятельности реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

При рассмотрении спора судом установлено, что автошкола Новосибирской областной оборонной спортивно - технической организации является негосударственным учреждением начального профессионального образования, полученный доход в спорном периоде полностью реинвестировался в учебный процесс, что подтверждается актом документальной налоговой проверки от 21.04.99.

Таким образом, арбитражным судом с учетом требований указанного выше Закона сделан обоснованный вывод, что осуществляемая истцом деятельность в спорном периоде относится к непредпринимательской, в связи с чем истец освобожден от уплаты налога на пользователей автодорог и транспортного налога.

Доводы заявителя относительно того, что налоговые льготы могут быть предусмотрены только в налоговом законодательстве, были предметом суда апелляционной инстанции и им дана правильная правовая оценка.

Суд обоснованно указал, что Закон "Об образовании", предусматривающий освобождение образовательных учреждений от уплаты всех налогов (налоговые льготы), является федеральным законом и в силу статьи 76 Конституции РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, в связи с чем у суда не было правовых оснований для неприменения данного Закона.

Кассационной инстанцией не принимаются доводы заявителя со ссылкой на статью 56 Налогового кодекса РФ, согласно которой льготой по налогам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Правоотношения по данному делу, связанные с неиспользованием налоговой льготы и переплатой налогов, произошли до введения в действие части I Налогового кодекса РФ, а в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части I Налогового кодекса РФ" положения части I этого Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие.

Учитывая правильное применение арбитражным судом норм материального права, отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 09.07.99 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.99 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2296/99-СА22/66 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.