ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[При отсутствии у образовательного учреждения на момент прохождения процедуры аккредитации лицензии на осуществление образовательной деятельности аккредитационный орган не рассматривает заявление о проведении государственной аккредитации по существу.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2011 г. по делу N А05-3396/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Негосударственного образовательного учреждения "Английская школа" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2011 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-3396/2011,


установил:

Негосударственное образовательное учреждение "Английская школа" (место нахождения - город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 93, корпус 1, ОГРН - 1022900545205) (далее - Учреждение, НОУ "Английская школа") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области (далее - Инспекция) о признании незаконными действия руководителя Инспекции Горяшиной Е.Н., выразившегося в нарушении порядка и сроков принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации, и бездействия руководителя Инспекции Горяшиной Е.Н., выразившегося в непредставлении распорядительного документа (решения) аккредитационного органа НОУ "Английская школа".

Решением суда от 14.06.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011, Учреждению в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе НОУ "Английская школа" просит отменить решение и постановление судов, указывая на неправильное применение судами норм материального права.

Инспекция и Учреждение о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция 16.03.2010 выдала НОУ "Английская школа" лицензию серии А N 340625 на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении N 1 к лицензии, со сроком действия по 27.06.2010.

28.04.2010 в Инспекцию от заявителя поступило заявление о включении НОУ "Английская школа" в график аккредитации на ноябрь 2010 года, с учетом результатов экспертизы качества знаний, проведенной в период 20 апреля - 08 мая 2009 года и в марте 2008 года.

Распоряжением Комитета по надзору в сфере образования Архангельской области от 23.09.2009 N 909 "Об утверждении графика государственной аккредитации образовательных учреждений Архангельской области на 2010 год" Учреждение включено в график государственной аккредитации на ноябрь 2010 года.

По истечении срока действия лицензии серии А N 340625 от 16.03.2010 (до 27.06.2010) на право осуществления образовательной деятельности НОУ "Английская школа" вновь обратилось в Инспекцию с заявлением о получении лицензии.

Поскольку Учреждение представило в лицензирующий орган для проведения лицензионной экспертизы на получение права осуществления образовательной деятельности неполный комплект документов, Инспекция направила в его адрес соответствующее уведомление от 02.07.2010 N 03-10/533, в котором предложила НОУ "Английская школа" представить недостающие документы, перечисленные в приложении к уведомлению в течение двух месяцев.

В связи с тем, что в установленный срок недостающие документы соискателем лицензии представлены не были, Инспекция письмом от 03.09.2010 N 03-10/691 возвратила НОУ "Английская школа" заявление о выдаче лицензии и приложенные к нему документы.

Письмом от 04.03.2011 N 03-10/337 руководитель Инспекции Горяшина Е.Н. отказала НОУ "Английская школа" в рассмотрении заявления о проведении государственной аккредитации по существу, в связи с отсутствием лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации.

Полагая, что руководителем Инспекции не соблюдены предусмотренные действующим законодательством порядок и сроки принятия решения о государственной аккредитации образовательного учреждения, НОУ "Английская школа" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Пунктом 6 статьи 33 Закона об образовании, действовавшей до 01.01.2011, предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

В пункте 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277 (действовавшего в период подачи Учреждением заявления о получении лицензии) перечислены документы, представляемые соискателем в лицензирующий орган для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Согласно пункту 15 названного Положения в случае представления соискателем лицензии неполного комплекта документов, а также документов, которые содержат технические ошибки либо оформление которых не соответствует требованиям настоящего Положения, лицензирующий орган в течение 5 дней с даты их поступления направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление с приложением перечня недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. В случае если в течение 2 месяцев с даты получения уведомления указанные документы не будут представлены соискателем лицензии в лицензирующий орган, документы, представленные для получения лицензии, возвращаются соискателю лицензии.

В соответствии с пунктами 16 и 17 статьи 33 Закона об образовании (действовавшей на момент подачи Учреждением заявления о проведении государственной аккредитации) права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей), подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Пунктом 18 этой же статьи Закона об образовании предусмотрено, что государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем (учредителями).

Порядок государственной аккредитации образовательных учреждений установлен Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 522, действовавшим в спорный период (далее - Положение N 522).

В соответствии с пунктом 3 названного Положения целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также, за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Пунктом 9 Положения N 522 установлено, что для проведения государственной аккредитации образовательные учреждения и научные организации представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или аккредитационный орган субъекта Российской Федерации (далее - аккредитационные органы) заявление о проведении государственной аккредитации, согласованное с учредителем (учредителями), с приложением документов, необходимых для проведения государственной аккредитации. Перечень документов, формы, порядок их представления и рассмотрения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно пункту 11 Положения N 522 государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.

В соответствии с пунктом 16 этого же Положения экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и реализуемым образовательным программам, экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории, а также экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников научной организации федеральным государственным требованиям проводится комиссией по государственной аккредитации в соответствии с графиком, установленным аккредитационным органом.

Пунктом 18 Положения N 522 предусмотрено, что вопрос о государственной аккредитации рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа на основании заключения комиссии по государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации и сведений о соответствии показателей деятельности образовательного учреждения критериям показателей, необходимых для определения его вида или категории. Полномочия коллегиального органа и его персональный состав определяются аккредитационным органом.

Согласно пункту 20 Положения N 522 на основании результатов рассмотрения коллегиальным органом вопроса о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации или об отказе в государственной аккредитации, о лишении образовательного учреждения или научной организации государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам либо о приостановлении или возобновлении действия свидетельства. Решение коллегиального органа оформляется распорядительным документом аккредитационного органа.

В силу подпункта "б" пункта 10 Положения N 522 аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению или научной организации в принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, если заявление о проведении государственной аккредитации представлено образовательным учреждением или научной организацией при отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Из материалов дела видно, что на момент обращения в Инспекцию (28.04.2010) с заявлением о проведении государственной аккредитации Учреждение имело лицензию серии А N 340625 от 16.03.2010 на право осуществления образовательной деятельности и было включено в график государственной аккредитации образовательных учреждений Архангельской области на ноябрь 2010 года; срок действия названной лицензии истек 27.06.2010, новая лицензия на право ведения образовательной деятельности НОУ "Английская школа" получена не была, что послужило основанием для отказа Инспекцией в рассмотрении заявления Учреждения о проведении государственной аккредитации по существу; отказ руководитель Инспекции Горяшина Е.Н. оформила письмом от 04.03.2011 N 03-10/337.

По мнению Учреждения, руководителем Инспекции нарушены требования законодательства, регламентирующего форму, сроки и порядок принятия решения о проведении государственной аккредитации образовательного учреждения. В частности, в заявлении НОУ "Английская школа" указывает на нарушения должностным лицом Инспекции пунктов 15, 20 статьи 33.2 Закона об образовании и пункта 20 Положения N 522, выразившиеся в том, что результаты аккредитационной экспертизы Учреждения на рассмотрение комиссии не выносились; решение о государственной аккредитации в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации не принято; распорядительный документ (решение) аккредитационного органа НОУ "Английская школа" не представлен.

Доводы Учреждения о нарушении руководителем Инспекции установленного пунктом 20 статьи 33.2 Закона об образовании срока принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения обоснованно отклонены судами, в связи с тем, что статья 33.2 Закона об образовании введена Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" (далее - Закон N 293-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2011, в ранее действующем законодательстве, в том числе на момент обращения Учреждения с заявлением об аккредитации (27.04.2010) соответствующие сроки установлены не были.

Исходя из положений пункта 20 статьи 33.2 Закона об образовании (в редакции Закона N 293-ФЗ) решение о государственной аккредитации должно быть принято в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным настоящим Законом и указанным в пункте 4 настоящей статьи положением.

В силу подпункта 2 пункта 30 Закона об образовании аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению или научной организации в принятии документов к рассмотрению по существу, если у образовательного учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по одной или нескольким образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации.

Таким образом, исходя из подпункта "б" пункта 10 Положения N 522 и вышеприведенных норм Закона об образовании при отсутствии у образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности аккредитационный орган не рассматривает заявление о проведении государственной аккредитации по существу.

Как следует из материалов дела на момент принятия заявления (28.04.2010) о проведении государственной аккредитации у Учреждения имелась лицензия на осуществление образовательной деятельности, однако срок ее действия истек 27.06.2010, Инспекция 03.09.2010 возвратила Учреждению заявление на выдачу очередной лицензии в связи с непредставлением всех необходимых документов для получения лицензии.

Поскольку на ноябрь 2010 года НОУ "Английская школа" не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности, наличие которой обязательно для государственной аккредитации, то у Инспекции отсутствовали законные основания для рассмотрения заявления Учреждения о проведении государственной аккредитации по существу.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным вывод судебных инстанций о том, что Инспекцией не нарушен порядок принятия аккредитационным органом решения о государственной регистрации ввиду отсутствия оснований для принятия такого решения.

Доводы подателя жалобы о том, что письмо руководителя Инспекции Горяшиной Е.Н. от 04.03.2011 N 03-10/337 об отказе в рассмотрении заявления по форме и содержанию не соответствует закону, поскольку не является ни распорядительным документом аккредитационного органа, ни решением об отказе в государственной аккредитации с указанием причин отказа отклоняются кассационной инстанцией как необоснованные.

Исходя из положений вышеприведенных норм права решение о государственной аккредитации образовательного учреждения либо решение об отказе в государственной аккредитации (распорядительные документы) принимаются аккредитационным органом после рассмотрения заявления о проведении государственной аккредитации по существу.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по делу N А05-3396/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Негосударственного образовательного учреждения "Английская школа" - без удовлетворения.


Председательствующий

Т.В.КЛИРИКОВА

Судьи

Е.О.МАТЛИНА

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ