Решения, принятые со ссылкой на Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Решения судов общей юрисдикции
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА от 04 июня 2014 г. по делу № 33-3278
[Педагогические работники имеют право на получение установленных федеральным законом мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в случае, если они работают в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и проводят обучение по основным общеобразовательным программам, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта, независимо от организационно-правовой формы учреждения и уровня его финансирования. Отсутствие в законе правового механизма, определяющего размер, условия и порядок предоставления таких мер социальной поддержки и источник финансирования этих расходов, не может являться основанием для лишения истца права на получение таких мер. Поскольку такое право закреплено федеральным законом, то понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет федерального бюджета.]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ от 08 июля 2014 г. по делу № 1149
[Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является мерой социальной поддержки, соответственно истец имеет право на получение компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отопления и освещения, однако такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена. Доводы апелляционного представления о том, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения и также подлежит компенсации, не основаны на законе.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 30 апреля 2014 г. № 33-2147/2014
[Преподаватель русского языка и литературы в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования обратилась с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи (пять человек), как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также постановке ее на учет на первоочередное предоставление жилья по договору социального найма в соответствии с законодательством об образовании. Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания органа местного самоуправления предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, заключив договор социального найма, поскольку государственные полномочия по обеспечению педагогических работников жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органам местного самоуправления не передавались. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству. И в этом случае применяется порядок предоставления жилья, установленный Жилищным кодексом РФ, если иное не установлено специальным законом, предусматривающим предоставление жилья в социальный наем той или иной категории граждан.]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 03 февраля 2014 г. по делу № 33-179
[Педагогу сельской местности, проработавшему на селе более 10 лет и вышедшему на пенсию в связи с увольнением из образовательного учреждения, предоставлялись меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, данная компенсация выплачивалась истице с учетом постоянно проживающего с ней супруга. Педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагает какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Таким образом, истец имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ от 12 марта 2014 г. по делу № 33-80/2014
[Истица уволена из техникума в связи с его ликвидацией. Компенсационные выплаты за жилое помещение, коммунальные услуги до увольнения из образовательного учреждения она получала как преподаватель областного государственного образовательного учреждения. После увольнения выплаты были прекращены в связи с тем, что она утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом. В связи с тем, что истица отработала более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, при выходе на пенсию у нее имеется право на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В качестве ответчика по делу привлечен Минфин РФ, поскольку финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителем средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации.]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН от 07 апреля 2014 г. по делу № 33-1192/2014
[Законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов. Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива. Требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, нельзя признать основанным на законе.]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 23 апреля 2014 г. по делу № 33-4402/2014
[Суд признал незаконным отказ отдела по образованию в предоставлении педагогу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Совместно с заявителем проживают члены ее семьи, которые пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. Право на получение социальных льгот по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг возникает при отсутствии такого права у заявителя по иному предоставленному законом основанию, при этом выбор основания на получение льготы законом предоставлено заявителю.]
Решения судов, принятые со ссылкой на законодательство, действующее до принятия Федерального закона № 273-ФЗ
Решения Конституционного суда РФ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 декабря 2007 г. № 965-О-П
[Согласно положениям Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» руководители и специалисты учреждений культуры, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионеры из их числа имеют право на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг. К числу таких специалистов отнесены и библиотекари учреждений культуры. Тем самым нормативными правовыми актами Амурской области для работников библиотек, расположенных в сельской местности, относящихся к категории работников культуры, предполагается сохранение ранее предоставлявшихся на федеральном уровне жилищно-коммунальных льгот. Это регулирование в полной мере должно распространяться на работников библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поскольку в силу действующего законодательства они относятся к работникам культуры, - в противном случае имела бы место необоснованная дифференциация предоставления льгот работникам библиотек, расположенных в сельской местности, в зависимости от того, работают они в учреждениях культуры или в образовательных учреждениях.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О
[Переход от предоставления педагогическим работникам натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере к предоставлению субсидий (компенсаций) и принимаемые субъектами Российской Федерации соответствующие правовые нормы не должны влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. Из Федерального закона №122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Закон РФ «Об образовании» закрепляет в статье 55 право педагогов на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности. Норм, которые непосредственно предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, а также условия сохранения за ними права на эти льготы при переходе на пенсию, не содержат ни названный Закон, ни иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. На субъекте РФ не лежит обязанность обеспечивать педагогов, работающих в сельской местности, но проживающих в городах, в том числе при переходе их на пенсию, мерами социальной поддержки в виде освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг по освещению и отоплению.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 февраля 2007 г. № 322-О-П
[Переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.]
Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ от 16 июня 2010 г.
[Установление мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, является дополнительной мерой социальной поддержки, установление которых является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, и осуществляется с учетом финансовой возможности.]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ от 12 мая 2008 года
[Правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности пользуются педагогические работники образовательных учреждений. То есть право на данную меру социальной поддержки принадлежит только указанным специалистам, следовательно, носит персонифицированный характер, но при этом не ограничивает объем предоставляемых мер социальной поддержки в виде возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги количеством совместно с ними проживающих лиц.]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ от 8 ноября 2007 года
[Признаны не соответствующими республиканской конституции и нарушающими конституционное право на свободу передвижения положения Закона Республики Карелия «Об образовании», устанавливающие в качестве обязательного условия для получения права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением необходимость проработать педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности только на территории Республики Карелия.]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ от 21 мая 2007 г.
[Предписание оспариваемой нормы Закона Республики Бурятия, устанавливающей порядок и условия предоставления льготы педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, по своему конституционно-правовому смыслу является мерой социальной поддержки и не нарушает какие-либо конституционные права граждан]
Решения судов общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 18 сентября 2013 № 72-АПГ13-6
[Признаны недействующими нормы регионального законодательства, не предусматривающие распространения мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления), освещение на членов семей пенсионеров из числа педагогических работников, отработавших в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и допускающие ограничение предоставления социальной поддержки пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативами потребления коммунальных услуг, снижая тем самым ранее достигнутый уровень социальной защиты названных лиц.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 06 февраля 2013 № 55-АПГ12-5
[Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Закон Республики Хакасия не противоречит федеральному законодательству, предоставляя право членам семей умерших педагогических работников пользоваться данной мерой социальной поддержки после смерти педагогического работника, если на момент смерти педагогического работника они пользовались этими мерами социальной поддержки и после его смерти получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств к существованию.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 25 апреля 2012 № 53-АПГ12-6
[То обстоятельство, что в региональном Законе содержится условие о том, что краевое государственное или муниципальное учреждение должно является основным местом работы для адресата получения мер социальной поддержки, не нарушает прав и законных интересов педагогических работников на труд и получение мер социальной поддержки, поскольку не запрещает адресату заниматься иным видом деятельности по совместительству, как внутреннему, так и за пределами данного учреждения с сохранением права на получение указанных мер.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 15 октября 2008 № 20-Г08-8
[Признан противоречащим федеральному законодательству установленный постановлением правительства субъекта РФ порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности, в части предоставления мер социальной поддержки с учетом общей площади занимаемого жилого помещения и фактических объемов потребления газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения в доле, приходящейся на самого педагогического работника. Исходя из положений п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Таким образом, установленный постановлением правительства субъекта РФ порядок ограничивает права педагогических работников на получение коммунальных услуг в полном объеме.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 18 июля 2007 № 7-Г07-8
[Установление в подзаконном акте субъекта РФ исчерпывающего перечня категорий образовательных учреждений и должностей, работа в которых дает право на получение социальной поддержки, признано противоречащим федеральному законодательству. Так, в подзаконном акте субъекта РФ был установлен перечень должностей и учреждений, работа в которых дает право на меры социальной поддержки работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, но педагогические работники образовательных учреждений дополнительного образования детей в него не включены. Между тем в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона "Об образовании" учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям. В абзаце 3 пункта 5 статьи 55 названного Закона установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются мерами социальной поддержки.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 24 января 2007 № 71-Г06-36
[Предоставление учителям-пенсионерам, ранее работавшим в сельской местности, а ныне проживающим в городах, права на получение мер социальной поддержки по оплате за отопление и освещение жилья осуществляется по инициативе субъекта РФ на своем уровне за счет собственных средств. Субъект РФ вправе устанавливать меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников, самостоятельно определяя круг лиц, имеющих право на эту льготу. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предоставлено только лишь работающим педагогам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).]
Решения арбитражных судов
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 22 июля 2009 по делу № А26-6552/2007.
[Федеральный законодатель сохранил в абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" указание на право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, что означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников.]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 16 июля 2009 № Ф03-3208/2009 по делу № А04-9/2009
[Иск о взыскании убытков, связанных с предоставлением педагогическим и медицинским работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, правомерно удовлетворен за счет средств казны РФ, поскольку из федерального бюджета в спорный период денежные средства на компенсацию указанных расходов субъекту РФ не предоставлялись.]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 12 ноября 2008 по делу № А82-12936/2007-9
[Расходы по оплате жилья и оказанных коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений должны возмещаться из средств федерального бюджета. Государством принимаются меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем установления льгот Законом РФ «Об образовании». В соответствии с п. 5 ст. 55 указанного Закона педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 22 августа 2008 № Ф03-А04/08-1/3343 по делу № А04-960/08-11/106
[Финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета. В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Если в спорный период денежные средства на реализацию льгот отельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "Об образовании", из федерального бюджета не передавались, то иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот, подлежит удовлетворению за счет средств казны РФ.]