ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 16 марта 2017 г. N 74-АПГ17-1
[Признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда нормы регионального Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в той мере, в которой они не предусматривают уборщика, дворника и гардеробщика. Невключение указанных должностей снижает уровень государственных гарантий и нарушает бюджетные права органа муниципального образования, поскольку необходимым условием качественной реализации образовательной программы является ее непрерывное сопровождение работниками, выполняющими вспомогательные функции, в течение всего учебного (а не календарного) года, следовательно. К иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить местным бюджетам субвенцию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, включая обслуживание оборудованных гардеробов, а также по соблюдению требований охраны здоровья.]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 мая 2006 г. № 5-П
[Поскольку бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы России, расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря 2005 г. № 527-О
[Передача субъектам Российской Федерации осуществления полномочия по обеспечению мерами социальной поддержки… и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не означают, что федеральные органы государственной власти освобождаются от обязанности обеспечивать их реализацию. Отнесение к полномочиям субъекта Российской Федерации осуществления мер социальной поддержки и (или) введение отдельными субъектами Российской Федерации, дополнительных по сравнению с базовым уровнем мер социальной поддержки, само по себе не может рассматриваться как препятствующее обеспечению принципа равенства прав и свобод. Равенство лиц, имеющих право на социальную поддержку государства по одному и тому же основанию, но проживающих в различных субъектах Российской Федерации, обеспечивается недопустимостью отказа со стороны субъекта Российской Федерации от установления мер социальной поддержки и требованием о сохранении базового уровня обеспечения по состоянию на 31 декабря 2004 года.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 03 октября 2007 № 64-Г07-15
[Верховный Суд РФ подтвердил правомерность положений закона субъекта РФ, которыми 1) утверждены нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях на текущий год; 2) определено, что порядок расчета нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ; 3) установлено, что размер субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ для каждого муниципального района (городского округа) определяется как произведение сумм нормативов расходов по ступеням обучения и типам программ и соответствующего числа обучающихся, согласованного с каждым муниципальным образованием. Протест прокурора о том, что в законе субъекта не установлены нормативы финансирования на реализацию основных общеобразовательных программ для малокомплектных сельских образовательных учреждений, отклонен, поскольку порядок его определения закреплен в законе данного субъекта.]
[Действующим законодательством не предусмотрена возможность прекращения бюджетного финансирования федерального государственного учреждения без соответствующего решения Правительства РФ.]
[В соответствии со ст. 47 ФЗ ""Об образовании"", п. 2 ст. 498 ГК РФ образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. П. 4 ст. 66 ГК РФ запрещает в качестве участников хозяйственных обществ выступать только государственным органам и органам местного самоуправления и ограничения в отношении учреждений на участие в хозяйственных обществах не предусмотрено]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 23 января 2006 № А79-13638/2005
[Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об отсутствии доказательств извлечения Институтом прибыли от оказания образовательных услуг, в связи с чем сделал правильный вывод о том, что осуществляемая Институтом образовательная деятельность не является предпринимательской]