ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 


Ежегодный доклад Специального докладчика по вопросу права на образование на 38-й сессии Совета ООН по правам человека

 






В день открытия 38-й сессии Совета по правам человека, 18 июня 2018 г. Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на образование Кумбу Боли Барри представила ежегодный доклад (A/HRC/38/32) в соответствии с резолюциями 8/4 и 35/2 Совета по правам человека. В нем Специальный докладчик предлагает рекомендации, каким образом на основании международных стандартов права на образование и обязательств, принятых государствами в рамках Целей устойчивого развития, разработать систему эффективного управления национальными системами образования.


В докладе рассматриваются варианты выстраивания системы управления образовательным сектором на основе права на образование. В этом контексте система управления включает в себя законодательство, решения и программы органов исполнительной власти, учреждения, административные процедуры и практику, механизмы мониторинга и отчетности и судебные процедуры, связанные с образованием. Все элементы системы управления должны строиться на уважении прав человека в целях недопущения дискриминации и обеспечения справедливого доступа к образованию для всех. В дополнение к вышесказанному, приоритет в доступе к образованию должен быть обеспечен учащимся, которые в наибольшей степени подвержены негативным последствиям ограничения доступа к образованию, в том числе представителям уязвимых групп, даже если такое решение идет в разрез с традиционным акцентом на эффективность управления в сфере образования.


Специальный докладчик в новом докладе разъясняет, какие компоненты, по ее мнению, входят в понятие управление образованием на основе прав человека. В том числе она описывает существующие международные обязательства в области права на образование, политические приоритеты и ограничения, нормы международных стандартов, которые должны учитываться при разработки основ управления в области образования. Кроме того, она перечисляет основные элементы системы управления образованием, основанной на лучших практиках: доступ к информации, прозрачность принятия решений, обеспечения демократического участия в процессе принятия решений и подотчетность органов и организаций, ответственных за управленческие решения. 


В дополнение к указанным элементам специальный докладчик приводит преимущества систем управления в сфере образования, основанных на децентрализациии разъясняет важность мониторинга и сбора данных в системе образования. Также отмечается связь между управлением, основанном на правах человека, и эффективностью защиты права на образования, как с помощью судебных, так и внесудебных механизмов, включая средства борьбы с коррупцией и повышение квалификации в области управления образованием. 


В качестве важного компонента управления на основе прав человека, г-жа Боли отмечает необходимость грамотного правового регулирования частного сектора образования. Учитывая значительное внимание, которое в настоящее время уделяется данной теме на международном уровне,приводим мнение Специального докладчика (абзацы 105 и 106 доклада, перевод с английского):


105. С обеспокоенностью следует отметить тенденцию повышения уровня приватизации [вовлеченности частных субъектов] в образовании. Частные школы возлагают на родителей обучающихся расходы, которые должны оплачиваться государством. К тому же такие школы часто избирательны при наборе обучающихся, что проблематично, когда такой отбор подрывает права человека. Например, дети из бедных слоев населения или из уязвимых групп часто не имеют достаточной поддержки со стороны родителей и не могут учиться так же хорошо, как другие ученики. На этом основании они часто подлежат исключению из частного сектра образования и переходят в государственную систему образования, которая становится уделом наименее упешных учеников и учителей. Любые утверждения о том, что исключения основаны на заслугах, должны сопровождаться оценкой последствий таких решений для возникновения или пролонгации структурной дискриминации.


106. По этой причине законодательство о частных субъектах образовательной деятельности должно включать те же обязательства, вытекающие из права на образование, что применимы к государственной системе образования. Программы развития и политические решения в этой части должны обеспечивать способствование достижению частным сектором Целей устойчивого развития. Также должны применяться те же обязательства в отношении демократического участия, прозрачности, мониторинга и подотчетности.


В заключении доклада приводятся рекомендации Специального докладчика. Среди них особый интерес представляют следующие рекомендации: 


1)     Учитывая почти повсеместную поддержку международных инструментов в области права на образование и Целей устойчивого развития, все государства-члены ООН должны стремиться пересмотреть систему управления образованием с точки зрения соблюдения права на образование и достижения Целей устойчивого развития. 

2)     Система управления образованием должна быть выстроена таким образом, чтобы учитывать, на любом уровне принятия решений, взгляды и потребности всех заинтересованных субъектов образовательной деятельности. 

3)     Профсоюзы и иные объединения учителей должны иметь возможность влиять на разработку и внедрение реформ в сфере образования. 

4)     Особое значение имеет включение в консультативный процесс мнения женщин, молодежи и представителей уязвимых групп. 

5)     Информация о принимаемых законах и политических решениях должна быть доступна максимально широкому кругу населения. 

6)     Государства должны принять все возможные меры для обеспечения возможности оспаривания нарушений права на образование в суде и в порядке внесудебного обжалования. 

7)     Государства должны обеспечить включение тематики прав человека в программы повышения квалификации всех участников образовательного процесса.

8)     Государства должны надлежащим образом регулировать вовлечение частных субъектов в систему образования с тем, чтобы такое вовлечение в любом случае осуществлялось с полным учетом права на образование и международных обязательств государств в области прав человека. 


Доклад обсуждался на третьем и пятом заседаниях 38-й сессии Совета по правам человека 18 и 19 июня 2018 года (презентация доклада и обсуждение – часть 1 и часть 2). 




Представляя свой тематический доклад о вопросах управления и права на образование, г-жа Боли с обеспокоенностью отметила, что более одного миллиарда человек не имеют доступа к реализации права на образование. Она настоятельно призвала государства обеспечить, чтобы политические обязательства, принятые ими в контексте целей устойчивого развития (особенно цели 4) и Инчеонской Декларации были имплементированы в национальные законы и политические решения в области образования. Состояние образовательных реформ она предложила измерять с помощью так называемой «Схемы четырех «A» - наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость (англ.: Availability, Accessibility, Acceptability and Adaptability). 


Также Специальный докладчик рассказала о своей рабочей поездке в Кот-д'Ивуар. Несмотря на все проблемы, Кот-д'Ивуар добился значительного прогресса: в 2016 году были внесены законодательные поправки, вводящие обязательное образование с шести до шестнадцати лет. К тому же более 20 процентов бюджета Кот-д'Ивуар выделяется на нужды образования. В этом контексте Кот-д'Ивуар представляет собой превосходный пример для Западной Африки и для Африки в целом.




В ходе обсуждения доклада выступили представители более 30 членов и наблюдателей Совета по правам человека. Выступающие отметили, что, несмотря на достигнутый прогресс, 263 миллиона детей и подростков по-прежнему не имеют возможности учиться или закончить школу, подчеркнув, что девочки, дети с инвалидностью и дети, живущие в условиях нищеты, с меньшей степенью вероятности получают образование. Учитывая важность права на образование для реализации многих других прав человека, крайне важно постоянно добиваться того, чтобы доступ к образованию был универсальным и чтобы были устранены препятствия на пути к справедливому доступу. Ряд выступающих рассказали о мерах, принимаемых на национальном уровне по поощрению права на образование. Часто звучал вопрос о наилучшей методологии оценки национальных систем образования. Некоторые выступающие подчеркивали важность международного сотрудничества в достижении целей образования, в особенности в контексте Целей устойчивого развития. 


Мария Смирнова 

(источник фото № 2 и № 3 - OHCHR.ORG)


Дата:  19 июня 2018 г.

Возврат к списку